21.03.2017
Перестало биться сердце артиста, давшего популярной музыкальной культуре второй половины ХХ века, пожалуй, больше, чем кто бы то ни было. Джон Леннон говорил: «Если у рок-н-ролла и может быть какое-то другое имя, то оно должно звучать так: «Чак Берри». Ангус Янг, лидер-гитарист AC/DC, в своих откровениях пошел еще дальше: «Все умопомрачительные гитарные поливы и пассажи Пейджа, Хендрикса и Блэкмора яйца выеденного не стоят по сравнению с парой нот, извлеченных из гитары старины Чака»… В самом деле, роль Берри в истории рока переоценить невозможно. Кто первым начал писать целостные рок-произведения, подразумевая, что песня состоит не только из произвольной голосовой импровизации и бессмыслицы междометий? Уроженец Сент-Луиса, штат Миссури. Это он модернизировал звучание гитары, исполняя на ней залихватские пассажи и снабжая почти каждую свою вещь интересными инструментальными фразами, неслыханными по тем временам. Чак тщательно оттачивал мелодии своих композиций, в результате чего лучшие из них являются законченными, отшлифованными музыкальными творениями.
Это, кстати, едва ли с полным основанием можно отнести к большинству сырых, брутальных рок-н-роллов конца 50-х — начала 60-х. В песнях Берри практически нет назойливой первобытности, и, возможно, поэтому чуть меньше шарма. Но именно они, как никакие другие, приблизили рок-н-ролл к самым широким массам, дав этому жанру шанс развиться в нечто большее и стать тем, чем он является сегодня, — самостоятельным, состоявшимся видом искусства. В то время, когда эфир наводняли опусы типа Be-Bop-A-Lula, Ya-Ya, Bama Lama Bama Loo, Tutti-Frutti, Razzle-Dazzle, Ooby Dooby — то бишь с названиями, которые скорее подошли бы какому-нибудь затерянному племени Папуа — Новой Гвинеи, нежели рок-песне, — Чак Берри писал развернутые, подробные и остроумные тексты. В таких композициях, как Roll Over Beethoven, Johnny B. Goode, Maybellene, School Days, You Never Can Tell, Sweet Little Sixteen, Rock And Roll Music, он представал не только автором, виртуозно обращавшимся с музыкальной формой, но и умелым рассказчиком.
У старины Чака были все основания, чтобы заявлять о себе как о некоронованном короле рок-н-ролла: Берри, без преувеличения, выдающийся композитор в этом жанре (здесь конкуренцию ему мог составить разве что дуэт Либер/Столлер, сочинявший на заказ хиты для Элвиса и некоторых других рок-бойцов). Чарли устраивал любопытные шоу, сопровождая нетривиальные гитарные проигрыши фирменной «утиной походкой». Количество последователей музыканта, добившихся мирового признания, измеряется десятками, если не сотнями, а по числу лестных отзывов, высказанных в его адрес самыми уважаемыми и знаменитыми людьми, с Берри вообще невозможно соперничать…
Однако в том, что истории все же было угодно лишить маэстро пальмы рок-н-ролльного первенства (мы ведь знаем, что досталась она, как ни крути, Элвису), во многом виноват сам Чак. Будучи грубоватым, склонным к насилию и пороку персонажем, в 1962 году он угодил за решетку. Его выходящая за пределы благоразумия эгоцентричность регулярно приводила к конфликтам с людьми, а из-за неуемной жадности Чакки постоянно покидали работавшие с ним музыканты. Кстати, по этой же причине он в конце 70-х снова сидел в тюрьме: его обвинили в неуплате налогов. Все это можно было бы понять (в конце концов, мир рока не приветствует паинек), куда печальнее другое — в сугубо творческом отношении мистер Берри оказался не столь живуч: достаточно послушать любой более-менее подробный сборник его хитов, чтобы обнаружить там массу самоповторов, прежде всего в отношении музыки. Похоже, Чарли — один из немногих в этом тернистом бизнесе, кому неведомы минорные тональности. Но, возможно, тем он и уникален…
Выпустив множество бессмертных забойных сорокапяток в конце 50-х, патрон на некоторое время ушел в тень. Удивительным исключением явился знаменитый камбэк-альбом 1972 года The London Sessions, ставший самым раскупаемым релизом во всей оригинальной дискографии артиста. Не последнюю роль здесь сыграл и тот факт, что песня с данной пластинки My Ding-A-Ling сумела вскарабкаться на верхушки чартов как США, так и Великобритании.
Впрочем, сия краткая вспышка интереса к творчеству супербизона рок-н-ролла оказалась единственной, и вплоть до последнего дня Чак продолжал ездить с концертами по миру в качестве, скорее, живой иконы, на которую люди приходили посмотреть просто для того, чтобы приобщиться к легенде. Ведь этот человек некогда сделал для рок-н-ролла столько, сколько не удалось, кажется, никому. Именно поэтому ягода (так переводится «berry» с английского) в истории популярной музыки останется навсегда.
Фото на анонсе: Yui Mok/PA Images/ТАСС