Антон Губанков: «Ансамбль имени Александрова — наше «поющее оружие»

Анна КЕРБУТ

25.12.2016

За несколько дней до катастрофы нам удалось пообщаться с Антоном Губанковым. 1 ноября возглавляемое им управление культуры Министерства обороны РФ получило статус департамента. Антон Николаевич был оптимистичен, с уверенностью смотрел в будущее, собирался в очередную сирийскую командировку. Это интервью мы готовили к печати в предновогодний номер — особенной болью отдаются в нем теперь строки, посвященные успехам Ансамбля имени Александрова.

культура: В 2013 году многие задавались вопросом: зачем Министерству обороны управление культуры, ведь традиционно этой темой занимались политорганы, а потом и воспитательные подразделения в армии. Удалось ли сомнения развеять?
Губанков: Сегодня таких вопросов уже не возникает. Наша армия стремительно меняется вместе с обществом. Очевидно, что задачи просвещения, воспитания патриотизма прежними инструментами решить невозможно. Департамент культуры, используя особые гуманитарные механизмы, взаимодействуя с гражданским населением, предлагает для военнослужащих самое современное вооружение, но оно иного рода: мы укрепляем дух, создаем правильный настрой, с которым побеждают. Именно поэтому такие резонансные проекты, как Международный фестиваль военных оркестров «Спасская башня», фестиваль «Армия России», Армейские международные игры, военный КВН, агитпоезд «Армия Победы», Военно-патриотический парк «Патриот», движение «Юнармия», и многие другие столь востребованы и популярны.

Грамотную культурную политику ныне невозможно проводить лишь усилиями Министерства культуры. Оно должно задавать основные тренды, адаптацией которых могут заниматься специальные отделы. Не случайно по примеру Минобороны органы культуры создаются сейчас и в остальных силовых ведомствах.

Кстати, по большому счету армейская культура — это и есть отечественная культура. Немало русских литераторов, композиторов, художников были людьми в погонах. Понятия чести и достоинства сформированы именно офицерским корпусом, равно как и, допустим, бальная культура.

культура: Чем вызван ребрендинг Вашего управления? Это каким-то образом изменит уже апробированную систему работы?
Губанков: Объем задач увеличился, тех возможностей, которыми обладало управление, было недостаточно. Министр обороны оказал нам честь, наделив дополнительными полномочиями, вырос штат — и это позволит реализовывать еще более масштабные замыслы.

Хочу подчеркнуть, что мы находимся в связке с Главным управлением по работе с личным составом (ГУРЛС) под руководством генерал-майора Михаила Смыслова. Но если мы занимаемся охраной культурного наследия, организацией крупных проектов регионального, российского и международного уровня, отвечаем за деятельность Центрального академического театра Российской армии, Центрального дома Российской армии, Ансамбля имени А.В. Александрова, Студии военных художников имени М.Б. Грекова, Центрального музея Вооруженных сил, многих других центральных учреждений культуры, то забота ГУРЛС — воспитательная миссия, обеспечение культурно-досуговой работы непосредственно в войсках. Также тесно мы взаимодействуем и с Главным управлением кадров (руководитель — генерал-полковник Виктор Горемыкин): совместно проводим многочисленные мероприятия в образовательных учреждениях, в частности, возродили КВН как в вузах, так и в средних учебных заведениях.

культура: Как ваш департамент обеспечивает боевой настрой российских военнослужащих, которые сейчас выполняют задачи в Сирии?
Губанков: За полтора года на авиабазе Хмеймим, на блокпостах побывало более 150 гражданских коллективов и артистов. Систематически там выступают и военные творческие бригады. Мы очень благодарны всем, кто поддерживает наших ребят в Сирии. Некоторые артисты специально меняют гастрольный график для того, чтобы посетить военнослужащих! Недавно мы выпустили диск «Музыка на базе» — своего рода сборник лучших выступлений в Хмеймиме.

Концертами работа, конечно, не ограничивается. Организован Российский культурный центр, функционирующий ежедневно: есть концертный зал, оборудованы музей, выставочное пространство. Студия военных художников имени М.Б. Грекова очень много делает для художественного оформления помещений базы. Разбит парк. Я глубоко убежден в том, что труд артистов на передовой не только создает определенный настрой солдатам и офицерам, но и меняет самих деятелей культуры. Многие возвращаются, чтобы еще раз почувствовать себя сопричастными великой миссии.

Особо я хотел бы сказать о концерте оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Пальмире. Дабы все получилось, Министерство обороны предприняло неимоверные, героические усилия: над обеспечением безопасности, логистики работало огромное количество людей. Всем им нужно поставить памятник. Пальмирский концерт, поверьте, — главный залог того, что у террористов все равно толком ничего не выйдет.

Кстати, нередкие гости на мероприятиях в Хмеймиме — сирийцы, представители российской диаспоры в САР, дипломатического корпуса, местные творческие кадры.

культура: В этом году народный артист России генерал-лейтенант Валерий Халилов стал директором и художественным руководителем прославленного Ансамбля песни и пляски имени Александрова. Чем вызвано его назначение?
Губанков: Решение возникло не вдруг. Министр обороны всегда с большим вниманием относился к ансамблю и его нуждам, понимая, что это визитная карточка не только Вооруженных сил, но и страны в целом, наше «поющее оружие». Коллектив благодаря усилиям предыдущего руководителя Леонида Малева сохранился, окреп, многого достиг; но наступил этап творческого обновления, который и был доверен Валерию Халилову.

И свой высокий академический статус александровцы во всем блеске продемонстрировали 21 ноября на сцене Большого театра. Концерт показал, каким огромным потенциалом обладает ансамбль. Программа была насыщена и военно-музыкальными, и сложными классическими произведениями. Исполнительское мастерство коллектива на подъеме, и слушатели в скором времени смогут убедиться в этом на его выступлениях в Большом театре, Большом зале Консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Государственном Кремлевском дворце…

культура: По решению министра обороны учреждена премия в области культуры и искусства. Когда она будет вручаться и кто, на Ваш взгляд, получит ее в первую очередь?
Губанков: Премия за развитие армейской темы, военно-патриотических традиций в культуре — это еще один важный фактор взаимодействия с гражданским обществом. В 2016-м было подано более 70 заявок. Итоги подводим в конце года, а церемония награждения состоится в марте 2017-го. Несомненно, одним из первых лауреатов в номинации «Музыкальное искусство» будет Валерий Абисалович Гергиев. В числе номинантов — Даниил Александрович Гранин, Людмила Алексеевна Чурсина и другие выдающиеся деятели отечественной культуры.

Как я уже сказал, премия — своеобразный механизм диалога армии и общества, но механизм не единственный. Мы, например, заключаем соглашения о сотрудничестве с регионами, и это позволяет сформировать наиболее эффективные пути взаимодействия гражданских и военных организаций, творческих институтов ради просвещения и развития культуры в армии. Вот недавно Ансамбль имени А.В. Александрова выступил на церемонии открытия моста в небольшом поселке Костромской области. Театр Российской армии, Студия военных художников имени М.Б. Грекова, наши оркестры, музеи очень активно работают во всех уголках России.

культура: В стране сегодня идет диалог о цензуре в творческих коллективах. Допускаются ли в военном ведомстве дискуссии, борьба идей или все расписано уставными документами?
Губанков: Любое творчество, даже в таком строго регламентированном институте, как армия, предполагает движение. Скажем, наш главный театр, безусловно, выполняет воспитательную функцию, но при этом мы не хотим, чтобы ее выполнение ассоциировалось с консерватизмом и архаикой. Конечно, тема конкретной войны важна, однако надо говорить в целом о проблеме войны и мира. Следует задавать сложные вопросы: к примеру, пацифизм — хорошо или плохо? В ЦАТРА мы открыли новую театральную площадку «Стилобат», которая, собственно, и находится в стилобате здания. Там занимается молодежь. Первой постановкой стала пьеса «Диссидент» молодого автора Аллы Дымовской. Спектакль сложный, даже провокационный. В поисках новых талантов проводим конкурс начинающих драматургов, фестиваль неформатных театров «Лестница». Кстати, наш армейский КВН тоже проходит в ЦАТРА. Все это нацелено на то, чтобы театр был понятен и любим молодежной аудиторией.

культура: Каким образом департамент культуры будет участвовать в праздновании 100-летия революции в 2017-м и сотой годовщины Красной армии в феврале 2018-го?
Губанков: У нас уже есть план, который объединил 100 мероприятий, посвященных этим датам. Это плод совместных усилий родов и видов войск, военных округов, органов военного управления. Кроме многочисленных выставок, конгрессов, акций, издательской работы, собираемся 7 ноября 2017-го на отреставрированном крейсере «Аврора» в Санкт-Петербурге провести встречу руководителей политических партий и общественных движений России.

Мы рады, что ремонт «Авроры» завершился вовремя, создана замечательная музейная экспозиция, сейчас на нее ежедневно очередь — метров 200. Очевидно, что интерес к истории страны живой, а значит, и отметить столетие событий 1917-го и юбилей Красной армии мы должны очень достойно. Кстати, на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, проходившем в ноябре, Центральный военно-морской музей, в состав которого входит филиал «Крейсер «Аврора», удостоен звания «Музей года».

культура: За всеми этими масштабными проектами не будут ли обойдены армейской культурой дальние гарнизоны?
Губанков: Совместно с ГУРЛС активно трудимся в Арктике, Сибири, на Дальнем Востоке, на всей территории страны — и в многочисленных клубах, и в домах офицеров. Многие программы, такие, как агитпоезд «Армия Победы», Московский Пасхальный фестиваль, напрямую связаны с работой в округах и дальних гарнизонах. Только что, например, начался проект «Звезды Большого и Мариинского театров для армии», на который мы даже получили грант от Министерства культуры.