Никита Михалков: «В фильмах Рязанова не было проходных эпизодов»

01.12.2015

Председатель Союза кинематографистов РФ - специально для «Культуры». 

Мир российского кино скорбит: ушел большой мастер, который снискал себе невероятную любовь не только зрителей, что понятно и естественно, но еще и всех, с кем он работал. Эльдар Александрович Рязанов вывел множество актеров на большую кинематографическую дорогу, в результате они становились настоящими звездами и всегда могли сказать, что состоялись именно благодаря Рязанову. 

В его фильмах не было пустых ролей, проходных эпизодов. Даже самую маленькую роль он умел сделать значимой, – и вместе с образом вырастал создававший его актер. Это высокое мастерство – не только профессиональное, но и человеческое – увлекать и привлекать людей так, чтобы у них возникало желание продолжать работать с этим постановщиком и его группой. 

Сегодня крайне редко бывает, чтобы после одной-двух удачных ролей актеры оставались в режиссерской «обойме». Как правило, на этом сотрудничество заканчивается, и режиссер движется дальше уже с другими исполнителями. Порой это бывает чрезвычайно обидно, артист испытывает ощущение брошенности, но такова, к сожалению, судьба. А вот у Эльдара Рязанова из картины в картину зачастую переходили одни и те же актеры. Играя при этом совершенно разноплановые роли. Что вызывало еще большее уважение в профессиональной среде: ведь он не просто использовал уже открытые качества, а помогал актеру находить новые грани, развиваться. Его артисты не становились заложниками того или иного образа, как это случается в кинематографе на каждом шагу. 

Я утверждаю это, основываясь на собственном опыте. После картины «Вокзал для двоих», где мой персонаж – острый, яркий, характерный – не мог вызывать особой симпатии у зрителей, Эльдар Александрович пригласил меня на роль Паратова в «Жестоком романсе» – то есть предложил воплотить совершенно противоположного героя. И при этом он всегда в равной степени внимательно и сосредоточенно вел актера по материалу.

 Ну, а если говорить шире, одно из точнейших подтверждений значимости Рязанова – то, что на протяжении уже нескольких десятилетий в новогодние праздники обязательно демонстрируется «Ирония судьбы, или С легким паром». И не просто демонстрируется, но смотрится всей страной, давая невероятные рейтинги, вроде бы противоречащие всем законам телевидения. Просто у зрительской любви свои законы.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть