Не стало художника Валерия Левенталя

09.06.2015

8 июня на 77‑м году жизни скончался выдающийся мастер мирового театрально-декорационного искусства, академик Российской академии художеств, народный художник СССР, лауреат Государственных премий, профессор Валерий Яковлевич Левенталь.

Валерий Яковлевич — один из тех признанных мастеров изобразительного искусства, чье творчество сформировало лицо отечественной сценографии второй половины XX — начала XXI века, ее всемирный авторитет.

Великие режиссеры Борис Покровский, Вальтер Фельзенштейн, Анатолий Эфрос, Олег Ефремов, Гарри Купфер, Юрий Григорович в совместной работе ценили Левенталя как яркую творческую личность со своей высокой художественной позицией.

Творческий характер и индивидуальный стиль Валерия Яковлевича отличались благородным сочетанием лучших традиций русской школы живописной декорации и новаторским преломлением художественных поисков шестидесятых годов минувшего века.

Среди выдающихся творческих достижений Левенталя: поставленная в 1963 году опера Кодая «Харри Янош» и одна из последних работ — «Сказки Гофмана» Оффенбаха в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; «Доходное место» Островского и «Женитьба Фигаро» Бомарше в Театре Сатиры; «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Скрипач на крыше» Бокка, «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта в берлинской «Комише Опер»; гоголевская «Женитьба» в Театре на Малой Бронной; «Катерина Измайлова» Шостаковича в Театре оперы и балета Варшавы; чеховские «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры» во МХАТе; «Мария Стюарт» Шиллера и «Школа злословия» Шеридана в Малом театре.

Тридцатилетняя работа в Большом театре, в том числе в должности главного художника, показала, что, помимо уникального художественного дара, Левенталь обладал редким чувством ответственности, мудростью, конструктивной организованностью и доброжелательной требовательностью. В ряду созданных им музыкальных спектаклей в главном театре страны особое место занимают «Обручение в монастыре» и «Игрок» Прокофьева, «Мертвые души» Щедрина, «Чародейка» Чайковского. В 2014 году на Новой сцене Большого поставлена опера Баневича «История Кая и Герды». И уже совсем недавно Валерий Яковлевич сдал руководству театра макет декорации для балета Минкуса «Дон Кихот».

Именно по инициативе Левенталя в 1992 году в Школе-студии МХАТ появилось отделение по подготовке художников-постановщиков. За время необычайно эффективной педагогической деятельности Валерий Яковлевич воспитал целую плеяду молодых сценографов, которые ныне ярко и профессионально работают в сценическом искусстве.

На протяжении всей жизни, и особенно в последние годы, большое внимание художник уделял станковой живописи, прежде всего натюрморту, интерьеру, портрету. Его живописные произведения неоднократно выставлялись в художественных галереях США.

Валерий Яковлевич с пристальным вниманием относился к событиям российского искусства, глубоко вникал в жизнь Российской академии художеств. Среди его многочисленных наград — высший орден Академии «За служение искусству».

Кончина Левенталя — не только невосполнимая утрата для Академии художеств, но и для всего изобразительного и театрального искусства нашей страны.

Российская академия художеств

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть