Знакомьтесь: Салапапон и Мздыря

11.05.2012

Юрий Лигун стал известен любителям детской прозы после присуждения ему Международной литературной премии имени Владислава Крапивина. Теперь уморительными «Карасёнками-поросёнками» зачитываются дети, которым повезло иметь дома книжку, но еще больше — их родители, под видом заботы о чадах купившие сборник рассказов. С тех пор автор, живущий в Днепропетровске, написал еще одну книжку — «Салапапон и Мздыря». И даже подготовил ее аудиоверсию. Вот только «настоящей» — бумажной — книги пока нет. Так что вы в числе первых можете получить удовольствие от двух рассказов. Один из них веселый, а второй — еще и очень добрый. Рекомендуется детям и взрослым любого возраста.

Газета

Однажды Мздыря купил газету и скатал ее в трубочку. Получилась подзорная труба.

А Салапапон купил вторую газету и скатал ее в две трубочки. Получился бинокль.

Тогда Мздыря купил третью газету и соорудил панамку.

Тогда Салапапон купил четвертую газету и тоже соорудил панамку, а потом обклеил ее перьями из подушки. Получилась зимняя шапка.

Тогда Мздыря привязал к пятой газете две веревочки и завязал вокруг спины. Получился кухонный фартук.

Тогда Салапапон порвал шестую газету на мелкие кусочки и сбросил с табуретки. Получился снег.

Тогда Мздыря развернул седьмую газету и сбросил ее с крыши. Получилось красиво.

Тогда Салапапон и Мздыря сбросились вместе и купили газетный киоск. Из свежих газет они сделали газетный самолет, газетный пароход, газетный абажур, газетный веер, газетную книжную закладку, газетную скатерть-самобранку, газетный накопитель для мусора, газетный рулончик туалетной бумаги, газетный носовой платок, газетную мухобойку и еще много чего разного.

Только одного они не стали делать.

Они не стали эти газеты читать.

А не стали, потому что слышали, как их читали бабушки на лавочке. После любой газеты тихие бабушки почему-то превращались в громких бабушек и вовсю сыпали колючими словами, пока не засыпали весь двор, который от их слов долго не засыпал.

— Убили!.. Укокошили!.. Ударили!.. Уволили!.. Упрятали!.. Украли!.. Урыли!.. Уничтожили!.. Угнали!.. Укатали!… Увязли!.. Упились!.. Угорели!.. Удорожали!.. Ухайдакали!.. Улизнули!..

Слова были разными, но последнее слово всегда было одинаковым. Его бабушки выкрикивали хором.

— Ужас! — выкрикивали они.

Вот почему Салапапон и Мздыря газет не читали, а сразу использовали их по нужному значению.

Но это пока газеты на бумаге печатают. А когда последняя газета в интернет перейдет, то даже селедку в нее не завернешь…

Легкие дела

Однажды Салапапон попал в село. Потому что трудно не попасть в село, если упасть с дерева, которое посреди села стоит. Вот он и попал.

И Мздыря, чтобы не отставать, тоже на дерево залез и тоже попал. А дерево в село еще раньше попало. Только ему падать не пришлось. Ему, наоборот, пришлось снизу подниматься. Вернее, расти из яблочной косточки. Поэтому дерево с ног до головы было усеяно спелыми яблоками и называлось яблоней.

А село называлось Новоселовкой. Правда, жили в Новоселовке совсем не новоселы, а старожилы. Сплошные бабушки и дедушки там жили, потому что их детки давным-давно в город уехали, чтобы пожить как люди. Хотя это непонятно. Вроде в селе они были не люди, а иностранные планетяне с присосками вместо пальцев.


В общем, взяли детки и уехали. Но старожилы все равно одни не остались, потому что летом приехали их внуки. Попить коровьего молока, съесть колючий огурец, искупаться в речке, погладить живую собаку, поваляться в луже и залезть на яблоню, чтобы уж наверняка в Новоселовку попасть и пожить по-человечески. <...>

* * *

А еще в селе церковь есть. В деревне нет, а в селе есть! Этим как раз село от деревни и отличается.

Слышите, как калитки хлопают? Это старожилы вместе со своими внуками воскресным утром в церковь идут. Потому что воскресенье — это когда Христос воскрес. Значит, любое воскресенье — великий праздник! И таких праздников аж пятьдесят один в году!

«А вот и нет! — поправит меня внимательный читатель. — Воскресений в году бывает пятьдесят два!»

Все правильно, но в одно из весенних воскресений бывает Пасха. Так что мы его как праздник не посчитали. Почему? Да потому что Пасха — это праздников праздник!

Но раньше и в простой воскресный день люди ненужных дел не делали, из-за чего этот день раньше неделей назывался. А все семь дней вместе назывались седмицей. Поработав шесть дней седмицы до седьмого пота, люди в неделю отдыхали и Бога славили за красоту, которую Он сотворил. За вкусное коровье молоко, за сочный огурец, за чистую речку, за добрую собаку, за теплую лужу, в которой небо отражается, за яблоню с яблоками и за все остальное.

А сейчас все перепуталось, и седмицу неделей назвали, чтобы каждый день ничего делать не хотелось, разве что деньги в магазинах тратить...

* * *

Салапапон и Мздыря, пока в селе жили, ни одной церковной службы не пропустили. В церкви хорошо! А хорошо в церкви потому, что там все плохое оставить можно. Для этого надо честно рассказать Богу про свои плохие дела, и Бог их сотрет, как нехорошее слово на заборе, чтобы нехорошие слова хорошее не заслоняли.

При этом Он не спросит, как любят спрашивать учителя, родители и милиционеры, зачем ты плохое дело сделал? Ведь, бывает, и сам не знаешь, для чего ты с балкона железную гайку сбросил прямо на одного дядю, которому даже шляпа не помогла.

Так вот, в отличие от учителей, родителей и милиционеров Бог ничего такого не спросит. А зачем Ему спрашивать, если Он все на свете знает? Кроме того, чего Сам Себе знать запретил. А не знает Бог, как ты свое плохое дело оценишь? Закричишь: «Я больше не буду!» или побежишь в больницу и угостишь контуженого дядю своей любимой конфетой, а потом отнесешь на завод срочную папку с бумагами, которую он не донес...

Вот это Бога волнует: соврешь, что больше не будешь, или свою глупость исправишь? А то, что у тебя фамилия смешная, или зубы кривые, или джинсы немодные, или национальность такая, что глупые дразнятся, Бога не пугает. Вон у Пушкина прадед был африканцем, а джинсов вообще не было и фамилия была такой же смешной, как Пулеметов, а Бог ему все равно огромный талантище дал, чтобы мы к фамилии привыкли, а стихи наизусть читали! Потому что Бог нелицеприятен, то есть на лица, на фамилии, на одежду или на то, что у тебя папа китаец, Он внимания не обращает, да и слова не сильно слушает, особенно если кто-то сам себя расхваливает. Потому что Бог ставит в заслугу или наоборот только ДЕЛА.

Хорошим радуется, плохим печалится.

Смотрит Бог на мальчиков и девочек и думает, зачем они такие маленькие, а котенка мучат?.. И некоторым от этого взгляда становится стыдно до слез, а некоторым тоже становится стыдно, но они специально злятся и кривляются, чтобы их слез никто не заметил.

Из первых обычно вырастают добрые люди. Но и злые кривляки часто становятся добрыми людьми, только сделать это им намного труднее.

* * **

Хорошо в селе! Там все настоящее. А к настоящему быстро привыкаешь. Правда, если человека с самого рождения в тюрьме держать, он, конечно, тоже привыкнет. Но если его из тесной камеры в лес пустить или на речку, он привыкнет еще быстрее. Потому что Бог дал человеку именно то, что человеку надо. А что не надо, не давал. Что не надо человек сам себе напридумывал. Бог окружил Свое любимое творение деревьями, облаками, озерами, птицами, звездами, воздухом, солнцем, травой, а вовсе не решетками, игральными автоматами, машинами, магазинами, бетонными башнями и асфальтом.

Вот и неудивительно, что Салапапон и Мздыря в селе быстро к настоящему привыкли. А когда привыкли, стали и в городе хорошее искать. И нашли! Оказалось, что у них через дорогу тоже храм есть, где можно целый рюкзак плохих дел оставить, а не на спине их таскать, пока лямками плечи не натрешь.

Поэтому после церкви у них в рюкзаках только хорошие дела оставались, которые такие легкие, что не вниз тянут, а вверх. И пусть со стороны кажется, что ноги по земле идут, зато душа в небе летает!

Кстати, знаете, чем человек от огурца отличается? Огурец на девяносто процентов состоит из воды, а человек — на девяносто процентов из души. Так что если ваша душа от радости взмыла вверх, можете считать, что у вас крылья выросли!

Юрий ЛИГУН

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть