Воспитай копателя

05.08.2012

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

Ваш ребенок обожает копаться в песочнице? Что ж, возможно, его ждет великое будущее. Шлиман тоже когда-то начинал с этой невинной забавы.

Говорят, археология начинается с библиотеки. Но так в мире взрослых. А у детей все гораздо веселее — просто в игру нужно добавить иной смысл. И лучше, чтобы смыслы добавляли люди, «копающиеся в песке» всю свою жизнь. Это не значит, что ребенка вместе с песочницей надо переносить в Долину Царей и привлекать египтологов. Достаточно просто сходить в Музей археологии Москвы. А подросшее чадо уже само будет решать, где устраивать профессиональную «песочницу».

(фото: ИТАР-ТАСС)
Специально для маленьких исследователей древности, а также для их великовозрастных коллег, в музее на Манежной площади работает Кабинет экспериментальной археологии. Летом здесь можно «скопом» перепробовать все, ради чего в остальное время года придется покупать отдельные экскурсии. Здесь узнают, как зарубить себе на носу, примеряют древнерусские украшения, высекают огонь, режут веревки с помощью кремня и видят культурный слой собственными глазами.

Особой любовью у населения пользуются раскопки. «Копаться» могут все категории посетителей, в том числе взрослые — и делают они это с не меньшим удовольствием, чем дети. «Археологам» выдаются совки и ящики с песком, в которых сокрыты различные предметы — от обломков керамики с раскопок Московского Кремля и овечьего зуба XVII века до монет и фрагментов берестяных грамот. Надо сказать, грамоты уважают менее всего — некоторые незадачливые чада отбрасывают их как мусор, но после рассказов о том, что бы с ними за это сделали на «настоящих раскопках», благоговейно возвращают фрагменты обратно.

Копать здесь учат серьезно и вдумчиво, а не быстро и бестолково — «как это делают студенты». Добытые в ходе раскопок артефакты участники рассматривают со всех сторон и обсуждают, после чего производят «закопки» — именно так поступают археологи, если нет возможности музеефицировать раскопанное. «Представляете, как мамы археологов рады, что те все обратно закапывают, а не домой приносят?» — шутит научный сотрудник музея. Дети негодуют: зачем раскапывали, если потом закапывать обратно? «Я бы в ящике все хранил!» — заключает мальчик лет четырех. «Тебе же никаких ящиков не хватит», — возражают ему. «А у меня дома их много!» — сходу решает вопрос будущий Говард Картер.

Какая может быть археология без раскопок захоронений? Детям предлагают расчистить «закрытый комплекс», вследствие чего их взору предстает фрагмент скелета (не настоящего, пластмассового) — рука с браслетом и перстнем: все расположено так, как выглядело бы при расчистке подлинного захоронения. Скелетом дети — в отличие от взрослых — не брезгуют и получают от происходящего истинное удовольствие. Другим «закрытым комплексом» может быть клад — горшок с монетами, который предстоит расчистить и датировать. Самые маленькие должны узнать время его сокрытия, коллегам постарше предстоит сделать полное профессиональное описание. Так что найти клад — лишь полдела.

Подобно настоящим ученым здесь надо распределить по векам подлинные археологические находки — например, отличить фрагмент керамики XII века от обломка XVII столетия. После краткого введения в историю вопроса это могут сделать даже самые маленькие. Кстати, почувствовать себя в шкуре археолога здесь можно не только в переносном смысле — дети надевают каски, штормовки, поднимают лопаты и треноги, чтобы ощутить себя истинными исследователями, а заодно и понять, что сколько весит и какие предметы нужно брать с собой в экспедицию.

Кроме того, здесь можно поиграть в образовательные компьютерные игры, посвященные каменному веку — помочь первобытному человеку построить жилище, разжечь костер. Однако к компьютеру прибегают крайне редко, и без него дел невпроворот: прочесть берестяные грамоты, посчитать на абаке, разгадать тайну изделия железного века, над которой по сей день бьются лучшие умы отечественной науки, и с помощью нехитрого эксперимента выяснить, охотились ли люди на мамонтов. А также узнать, что можно было купить в XVI веке за одну копейку и почему она так называется, как в древности носили кольца и откуда у Царевны-лягушки такие длинные рукава.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть