От усачей до смешариков

15.09.2012

Андрей ЩИГОЛЕВ

В Санкт-Петербурге открылся кинофестиваль «Крок». В этом году он посвящен столетию русской анимации. «Культура» предлагает свой список главных отечественных мультфильмов.

«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»

Режиссер Владислав Старевич

Торговый Дом Ханжонкова, 1912

Реж. Владислав Старевич, 1912Датой рождения русской анимации принято считать апрель 1912 года, когда состоялась премьера кукольной картины Владислава Старевича «Прекрасная Люканида». Наблюдая за салонной драмой, искусно разыгранной членистоногими, неискушенные зрители второго десятилетия ХХ века всерьез полагали, что имеют дело с уникальной методикой дрессировки. «Люканиду» долгое время считали первой кукольной анимационной картиной в истории кино. Впрочем, первенство «Люканиды» оказалось условным: сегодня старейшим фильмом, сделанным в технике стоп-моушн, считается рекламный ролик спичек, датированный 1899 годом. А первым русским мультфильмом следовало бы считать не «Люканиду», а режиссерский дебют Старевича «Lucanus Cervus» (1910), увы, не сохранившийся.

Владислав Старевич навсегда остался верным традициям стоп-моушн анимации, снискав мировую славу своими гениальными работами «Месть кинематографического оператора» и «Ночь перед Рождеством». Эмигрировав после революции во Францию, он создал там свой главный шедевр — один из первых в мире полнометражных кукольных мультфильмов «Роман о Лисе».

«Самоедский мальчик»

Режиссеры: Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг, Николай Ходатаев, Ольга Ходатаева

3-я фабрика Совкино, 1928

1928 г.В 20-е годы отечественная анимация пошла по пути советского плаката, взяв курс на политическую пропаганду. Среди самых знаменитых агиток — «Китай в огне» и «Советские игрушки», одним из режиссеров последней является великий документалист Дзига Вертов. Ближе к концу десятилетия анимация обращает внимание на детей — в 1927 году на экраны выходит «Сенька-африканец». А год спустя — «Самоедский мальчик» — семиминутный фильм о ненецком мальчике Чу, бежавшем от злого шамана в Ленинград, выучившемся там на рабфаке и вернувшемся домой образованным человеком. Это была всего лишь вторая работа будущих классиков мировой анимации Валентины и Зинаиды Брумберг, создавших впоследствии известные каждому советскому ребенку мультфильмы «Сказка о царе Салтане», «Три толстяка» и «Кентервильское привидение».

«Новый Гулливер»

Режиссер Александр Птушко

Московская кинофабрика,1935

1935 г.Главный герой фильма Птушко — пионер Петя — получает в подарок книгу «Путешествия Гулливера». Заснув за чтением Свифта, он попадает в страну лилипутов. Петю играл школьник Володя Константинов, а роли лилипутов «исполнили» 1500 специально изготовленных кукол. «Новый Гулливер» стал одним из самых технически совершенных проектов своего времени и одним из первых полнометражных анимационных фильмов, где совмещалась игра живых актеров и кукол. О картине с восторгом отзывался Чаплин, а ее грандиозный успех привел к созданию на «Мосфильме» художественно-производственного отдела объемной анимации.

«Конек-горбунок»

Режиссер Иван Иванов-Вано

Союзмультфильм, 1947

1947 г.В 1935 году на первом Московском кинофестивале состоялось знакомство русских аниматоров с достижениями студии Уолта Диснея. Тогда же было принято решение создать ее советский аналог, киностудию «Союзмультфильм». Следующие четверть века советской мультипликации пройдут под сильнейшим влиянием школы Диснея.

Взяв за основу технику диснеевской анимации, фильмы 40-50-х годов превзошли американские в реализме (вспомнить хотя бы знаменитую «Серую шейку»), стремясь соответствовать унифицированному соцреалистическому стандарту. На этом усредненном фоне выделяются мультфильмы одного из выдающихся мастеров — Ивана Иванова-Вано. В его знаменитом «Коньке-горбунке» удивительно сочетаются диснеевская подача и неповторимый стиль большого художника.

«Снежная королева»

Режиссер Лев Атаманов

Союзмультфильм, 1957

1957 г.«Аленький цветочек», «Золотая Антилопа», «Снежная королева» — три самые знаменитые картины Льва Атаманова. Эти фильмы, на долгие годы ставшие визитной карточкой «Союзмультфильма», — вершина анимационного соцреализма, одновременно констатируют кризис жанра. Чтобы развиваться дальше, нужны были перемены. Первой ласточкой стало появление в 1959 году «Влюбленного облака» Романа Качанова и Анатолия Карановича.


«Винни-Пух»

Режиссер Федор Хитрук

Союзмультфильм, 1969

1969 г.Шестидесятые годы — период расцвета советской кинематографии. Выдающиеся мастера прошлого еще полны сил, но моду задает уже новое поколение режиссеров. Неудивительно, что из сотни лучших российских мультфильмов, 25 были сделаны в 60-е. Отныне соцреализм перестал быть доминирующим течением, а советская анимация расцвела всеми мыслимыми красками. Тогда же мультфильмы перестают быть исключительно детскими — наравне с «Бременскими музыкантами», «Варежкой», «Крокодилом Геной», «Ну, погоди!», «Малышом и Карлсоном», появляются картины-притчи Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» и «Жил-был Козявин», адресованные аудитории «18+».

Но главной звездой этого времени был, конечно, Федор Хитрук, умевший находить общий язык со зрителями любого возраста. Проработав на «Союзмультфильме» почти четверть века, в 1962 году он дебютировал в режиссуре, поставив «Историю одного преступления». За ней последовали: «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм», легендарный «Винни-Пух».

«Ежик в тумане»

Режиссер Юрий Норштейн

Союзмультфильм, 1975

1975 г.В 70-е разделение аудитории на взрослых и детей оформилось окончательно. Это особенно заметно в работах главного автора 70-х Юрия Норштейна — «Сеча при Керженце» (совместно с Ивановым-Вано), «Цапля и журавль», «Лиса и заяц», «Сказка сказок» и, конечно, «Ежик в тумане». В 2003 году на престижном кинофестивале в Токио эксперты назвали его лучшим анимационным фильмом в истории кино. В то время, когда взрослые восторгались шедевром Норштейна, дети предпочитали смотреть «Чебурашку», «38 попугаев», «Троих из Простоквашино», «Летучий корабль», «Маугли», «Приключения капитана Врунгеля» и мультики Ефима Гамбурга — «Голубой щенок» и «Ограбление по-…»


«Жил-был пес»

Режиссер Эдуард Назаров

Союзмультфильм, 1982

1982 г.В 2012 году на фестивале в Суздале был обнародован список лучших российских мультфильмов столетия. Неожиданно для многих, на первом месте оказался вовсе не «Ежик...» или «Сказка сказок», а «Жил-был пес» Эдуарда Назарова. Решение, больше похожее на компромисс, в котором угадывалось желание примирить две традиции — анимацию авторскую и детские народные хиты. «Пес», как и другой шедевр Назарова — «Путешествие муравья», а также фильмы Александра Татарского — «Пластилиновая ворона», «Крылья, ноги и хвосты», «Следствие ведут Колобки», «Падал прошлогодний снег», — родом из постмодернистских 80-х, собиравших у телеэкранов родителей и детей. Так же как и перестроечные хиты Давида Черкасского — «Остров сокровищ» и «Доктор Айболит».

«Старик и море»

Режиссер Александр Петров

Les Production Pascal Blais, Imagica Corp., Dentsu Tec., Ogden Entertainment, Панорама, 1999

1999 г.В конце 80-х советская анимация переживает еще одну смену поколения. Но коллапс, в котором пребывал отечественный кинематограф, мультипликации не коснулся. Как выяснилось, русская анимация вполне может обойтись без русскоязычного зрителя. В 90-е режиссеры-аниматоры снимали картины преимущественно для себя или выполняли зарубежные заказы. И получались шедевры: «Гагарин» Алексея Харитиди («Золотая ветвь» Каннского кинофестиваля), «Рождество» Михаила Алдашина, «Болеро» Ивана Максимова («Золотой медведь» Берлинале), «На краю земли» Константина Бронзита. Больше всех в это время преуспел Александр Петров. Он четырежды номинировался на награды Американской киноакадемии и получил «Оскар» в 2000 году за международный проект «Старик и море», первый мультипликационный фильм, созданный для показа в кинотеатрах IMAX.

«Алеша Попович и Тугарин Змей»

Режиссер Константин Бронзит

Студия анимационного кино «Мельница», 2004

В 2004 году в прокат вышел первый фильм из «богатырской трилогии» студии «Мельница» — «Алеша Попович и Тугарин змей». Удалось создать картину, которая не просто нравилась взрослым и детям, — ее растаскивали на цитаты.

Почувствовав вкус успеха, российская анимация стала наращивать обороты, и вслед за продолжениями «Алеши Поповича» последовали не менее популярные «Белка и стрелка», сериал про «Машу и Медведя» и международный бестселлер для детей дошкольного возраста «Смешарики», превратившийся в главный экспортный продукт современного российского кинематографа.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть