На Ленинских и Воробьевых

08.06.2012

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

50 лет назад Никита Хрущев торжественно перерезал ленточку перед входом в грандиозный комплекс — крупнейший в Союзе Дворец пионеров и школьников.

Пионерское движение кануло в Лету вместе со страной, а комплекс на Воробьевых, бывших Ленинских горах превратился в Дворец детского (юношеского) творчества. О том, что стало с детским внешкольным образованием и кто теперь «всегда готов», «Культуре» рассказал нынешний директор знаменитого Дворца Андрей ШАШКОВ.

культура: В СССР внешкольные учреждения были частью государственной политики. Можете представить, чтобы сегодня для детского дома творчества возвели такой дворец, как ваш?

Шашков: В принципе, все возможно. Конечно, в советское время система внешкольного образования работала по-другому — она была и идеологической, и образовательной. Сейчас у нас осталась только вторая составляющая. Но традиции, накопленные поколениями, мы сохраняем — это и уровень преподавания, и отношения между ребятами... Да и занятия у нас на 97% бесплатные, как прежде. Исключение только для тех, кто выбивается из возрастной группы с 6 до 18 лет, или для дисциплин, не входящих в утвержденную программу.

культура: Дворец пионеров на Воробьевых горах — это исключение из правил сегодняшнего дня? Вы такие одни?

Шашков: Мы находимся в системе дополнительного образования, поэтому скорее являемся подтверждением правила. В одной только Москве более полутора сотен учреждений дополнительного образования — дворцов и домов творчества. И образование там в большинстве своем бесплатное. Некоторые даже в чем-то опережают нас, но тем интереснее, это же конкуренция. Чем наш Дворец однозначно отличается от других: здесь есть все направления дополнительного образования — от науки и техники до культуры и спорта. У нас свой планетарий, своя обсерватория, зимний сад, автошкола, спортивный центр, стометровый тир, даже своя парашютная вышка...

культура: То есть стереотипа, что государство в постсоветское время «кинуло» детей и внешкольное образование, как такового не существует, всего лишь миф?

Шашков: Скажем так: как государство могло, так и поддерживало. Знаете, как в семье: «У нас бюджет такой-то, сколько мы можем выделить?» Конечно, были сложные годы. Но сейчас времена изменились, и государство полностью закрывает вопрос финансирования. Дают деньги на ремонт. Ребята выезжают на всероссийские соревнования, конференции, бывают в экспедициях. Конечно, мы не можем сказать: «Отправьте нас в экспедицию в Акапулько!»

культура: Сюда приходят какие-то особенные дети?

Шашков: Разные. Могут записаться сразу в десять кружков, а потом выбирать. Или заниматься одним, а потом решить, что другое интереснее. Есть дети, которые учились в отделе техники, а затем перешли в наш знаменитый ТЮМ, Театр юного москвича. Бесталанных детей не бывает: найди подход — и человек раскроется. В чем смысл образования, в том числе дополнительного, — сеется зерно, и надо просто подождать его всхода. Ребенок окончит школу, институт, а там, глядишь, и руководителем государства станет. Например, Дмитрий Медведев занимался в ленинградском Дворце пионеров...

культура: Я думаю, там многие наши политические деятели занимались.

Шашков: Как и в Москве. Сюда не заставляют приходить. Здесь нет такого — ты обязан заниматься. Дети записались, но могут спокойно уйти. Они голосуют ногами. Это уникальность дополнительного образования.

культура: Как Вы думаете, детям нужна идеология?

Шашков: Когда разрушилась пионерская организация, образовался вакуум. Она же, кроме того что призывала следовать высоким идеалам коммунизма, прививала любовь к родине, бережное отношение к природе, уважение к старшим. Но я не соглашусь, что сегодня нет идеологии. Она никуда не пропадала, просто ее никто не формулирует. Сейчас идеология существует на уровне отдельно взятых учреждений. Задача — все это объединить, но мы не знаем как. Может, просто нужно вырасти. Должно пройти время, чтобы люди осознали: дальше жить лучше вместе.

Мы работаем на государство: нам нужно вырастить гражданина, чтобы он любил свою страну, стал ей полезен. Кроме обучения, надо прививать и нравственные ценности, как бы они ни назывались — библейские заповеди или Моральный кодекс строителя коммунизма. Понимаете, правда, она всегда правда, а подлость всегда подлость — при любом строе. И задачи государства всегда одни и те же: взращивать тех, кто будет это государство содержать и защищать. Воспитание не может быть рудиментом. Не зря говорят: если государство не вкладывает в воспитание, оно будет вкладывать в пенитенциарную систему.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть