Мы ждем перемен

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

03.11.2012

В Москве проходит «Большая перемена» — VI международный фестиваль театра для детей.

«Перемена» большая не только потому, что много свободных от учебы дней, но и из-за обширной программы, включающей около сорока мероприятий. В том числе: мастер-классы для больших и маленьких, читки пьес, благотворительные акции, дискуссии, игры, творческие лаборатории, экскурсии, а главное — спектакли. Много спектаклей. То есть это — полноценный театральный фестиваль, где взрослые порой хлопают в ладоши громче своих чад.

Предваряла фестиваль «Классная драма» — проект для подростков, дающий возможность проследить процесс создания спектакля от и до. Подрастающее поколение пишет мини-пьесы, которые затем ставят профессиональные режиссеры с участием не менее профессиональных актеров. Подростки все это время ходят на репетиции, высказывают пожелания, обсуждают, критикуют — авторы как-никак. С гала-представления итогов «Классной драмы» и начался фестиваль, вероятно, желая показать, что сегодняшним мастерам сцены уже дышат в спину.

Сам же фестиваль посвящен достижениям взрослых. Упор сделан на Франции. В числе главных событий французской программы — спектакль «Скрюченный король» Национального центра хореографии Рубе Нор-Па-де-Кале, его покажут 3 ноября. «Короля» поставила Каролин Карлсон — уникальная танцовщица и хореограф, обладательница приза Benois de la Danse за балет «Знаки», иллюстрирующий живопись абстракциониста Оливье Дебре и поставленный на музыку Рене Обри. К «Скрюченному королю» музыкальное сопровождение написал все тот же Обри, только в центре повествования — не беспредметная живопись, а сказочная история о красоте и уродстве, добре и зле, алчности и благородстве.

Хореографическую тему продолжит лионская компания Adrien M / Сlaire с постановкой «Воображариум (Кинематика)» — миром снов и фантазий, созданным с помощью танца и видеопроекций. Никаких декораций — только белый линолеум и экран, никаких слов — лишь язык человеческого тела. Экспериментам с движением посвящено и «Эхо» — спектакль компании Arcosm из Лиона, исследующий связь между танцем и ритмом. Музыку здесь видят, а танец слышат. Результат этих изысканий покажут в последний день фестиваля — 4 ноября. Также в рамках французской программы — читки современных пьес, написанных на языке Бодлера, в которых примет участие Вениамин Смехов.

Среди стран-гостей фестиваля — Польша, пожелавшая всем «Спокойной ночи». Спектакль варшавского Baj Theatre рассчитан на самых маленьких — от полутора до трех лет. «Спокойной ночи» проходит среди одеял и подушек — идеального зрительского пространства. И не только для детей...

Италию на «Большой перемене» представил театр Drammatico Vegetale с «Алисой в Зазеркалье». Специально для этого с Апеннинского полуострова привезли четырехметровое зеркало, не влезавшее ни в один самолет. Это зеркало-стена-потолок-экран и создают Зазеркалье, в чем ему помогают причудливые видеопроекции — напоминающие то картины прерафаэлитов, то «музыкальную» живопись Клее, то полотна Бэкона, а то и вовсе сошедшего с ума Джексона Поллока.

Историю с Алисой продолжил один из организаторов фестиваля — театр «Практика», показав свою недавнюю премьеру — «Алису в Заэкранье». Современная версия сказки Кэрролла придумана, поставлена и сыграна Ольгой Зейгер.

Пермский театр «Сцена-Молот» показал «Просто игру» — притчу о пижамоносном существе, проявляющем все качества демиурга. Весь в белом, с огоньком на месте сердца, он творит небосвод с такими же мерцающими звездами, как у него в груди, цветочные луга, зверей и птиц. А потом — мальчика и девочку. От которых впоследствии только и слышит: «Дай-дай-дай-дай!»