Кризис младшего возраста

02.09.2012

Татьяна УЛАНОВА

— Сережа, мой руки и иди ужинать! — говорит мама первокласснику. — Щас, мам! — Мальчик заходит в ванну, стоит там три минуты, после чего выходит и садится за стол. Ребенок не знает, что у него кризис семи лет. Для него обхитрить маму — шутка. Хотя грань тонкая — можно и заиграться. Как избежать этого рассказывает педагог-психолог Анастасия КУЗНЕЦОВА.

(фото: ИТАР-ТАСС)Кузнецова: В таком же возрасте, в 5–7 лет, дети впервые сознательно берут чужое. Это пробуют сделать все — нарушить запрет и посмотреть, что будет. Опытный педагог обычно реагирует так: «Вот я загляну в ваши глазки и увижу, кто взял фломастер. Он сделал это не специально и на перемене положит его на место». Худшее, что могут сделать взрослые, сказать, что ребенок — вор и «должен сидеть в тюрьме».

культура: Обман, воровство — вещи серьезные...

Кузнецова: Это громкие слова. Что такое кризис? Ломка, замена старого новым. Именно кризисы развития — с рождения до подросткового периода — формируют личность. Семилетний — наиболее спокойный. Он настигает детей неподготовленных, из неблагополучных семей. Многие родители полагают, что готовность к школе означает умение читать, писать и считать. Но нужна и психологическая готовность, и физиологическая.

культура: А можно избежать кризиса?

Кузнецова: Нет, через него проходят все. Лет с пяти школа у малыша ассоциируется со сменой социальной роли, о которой все время говорят родители: «Вот пойдешь в первый класс…» До семи лет ребенок думает, что он — пуп земли. При нормальном развитии первоклассник без особого труда адаптируется к учебе. Но сбой даже в одной составляющей пирамиды — проблемы с самооценкой, сложности в отношениях с близкими — означает, что школьник преодолеть его не может.

культура: Что же происходит в этот период?

Кузнецова: Во-первых, утрата непосредственности. До семи лет между желанием и поступком ребенка нет ничего. Теперь между ними — интеллект. Появляются мотивация, оценка, моральные категории. Поскольку это происходит впервые, ребенок ведет себя неловко — кто-то замыкается в себе, другой по-дурацки хихикает. Во-вторых, появляются первые попытки рефлексии, взгляда внутрь себя. Ребенок не просто говорит, как прежде: «мне больно» или «я рад», но и осмысливает переживания. В это время ему важно поощрение. Но если негативных ощущений больше, будут вспышки агрессии, немотивированные слезы. В-третьих, ребенок начинает отрицать правила. Мамы и папы воспринимают это как каприз. Нужно обсуждать с чадом важные для него вопросы и проявить уважение к малышу.

культура: Если кризиса нельзя избежать, можно ли к нему хотя бы подготовиться?

Кузнецова: Нужно. Немногие родители говорят ребенку: «Ты узнаешь в школе много нового, там будет трудно, но интересно». Большинство заранее навешивает внешнюю мотивацию: «У тебя будут портфель, форма, новые друзья». И начинается топорное обучение чтению, письму и счету. Как будто эти навыки помогут первокласснику преодолеть страх ответа перед доской, научат не кричать, когда хочется, не убегать с урока. Школа — это первый социум в его жизни, и там нужно найти свое место.

культура: Что же делать родителям?

Кузнецова: Обсуждать при ребенке, куда пойти, что сделать — так он научится организовывать день. Важно общение, чтение вслух, всевозможные игры — математические, словесные, лото. Кинул кубик, а там на гранях — три и три. Две недели с папой поиграл — теперь знает, что 3 + 3 = 6. Научился действовать по правилам. Понял, как реагирует победитель, как — проигравший. Играть в школе уже не предложат, а ощущения будут те же: справился–не справился.

культура: А уроки нужно делать вместе?

Кузнецова: Можно обойтись и без этого. Но организовать деятельность стоит. И не угрозами: «Ну-ка, садись быстро!», а по-другому: «Вот мы сейчас с тобой придем, пообедаем. Потом я буду мыть посуду, а ты посмотришь, что тебе задали. Я тебе помогу». Так малыш с детства приучится к внутреннему контролю. Если же, встречая ребенка из школы, его начинают ругать, он чувствует себя несчастным гадким утенком. Важно, чтобы школьник понял: да, была неудача, но не трагедия. И пока сам он не в силах отделить свою личность от деятельности, это должны сделать родители: «У тебя не все получилось. Но ты все равно — лучший!»

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть