Хвосты для бандерлогов

30.03.2012

Елена ЛИТОВЧЕНКО

В Детском музыкальном театре имени Н.И. Сац — премьера оперы «Маугли» Ширвани Чалаева.

Однажды Наталия Сац, услышав в Доме Союзов, где проходило совещание композиторов, какие-то странные звуки, приоткрыла дверь и остолбенела. Смуглый человек пел под собственный аккомпанемент горловым, сильным и красивым голосом на незнакомом ей языке. В этом пении она услышала и крики хищных зверей, и шум горных ручьев, и шорохи южной ночи.

Сац сразу распознала в молодом композиторе из Дагестана Ширвани Чалаеве того, кто позволит зазвучать миру джунглей со сцены первого в мире Детского музыкального театра. Она предложила Чалаеву написать оперу про Маугли, воздействуя на будущего автора не только словами: «Ширвани с горящими глазами смотрел, как я опрокидываю стулья на сцене, перевоплощаясь то в тигра, то в шакала, то в обезьяну…»

Опера «Джунгли» (либретто Роксаны Сац, стихи Виктора Викторова) стала одним из самых значительных произведений в репертуаре Детского музыкального театра и шла на его подмостках в течение почти пятнадцати лет. Сам композитор был удостоен высшей награды Международного конкурса имени фон Вебера по созданию новых музыкальных произведений крупной формы для детей. Тогда же новоявленное сочинение прошло на ура испытание взрослой аудиторией на фестивале в Дрездене.

Спектакли, подобно людям, стареют и уходят, но в отличие от людей не навсегда. Театр не мог долго оставаться без своего опорного спектакля и возобновил его в новой художественно-постановочной редакции, с новым составом исполнителей под новым названием «Маугли».

На премьеру пришел тот самый смуглый человек — ныне народный артист России Ширвани Чалаев, автор прославивших его «Лакских песен», инструментальной, симфонической, хоровой музыки и десяти опер, в числе которых «Горцы», «Король Лир», «Хаджи-Мурат», «Читая дневники поэта», «Кровавая свадьба». Две последние связаны с именем великого оперного режиссера Бориса Покровского, давшего им жизнь на сцене своего Камерного музыкального театра сначала на Соколе, а потом на Лубянке.

Энергетический заряд «Маугли» — «Джунглей» спустя тридцать лет не иссяк и не потускнел. Произошло это, видимо, потому, что композитор работал «на вырост», не упрощая музыкальный язык и не сглаживая самобытность, к которой относится в том числе и отсутствие традиционных оперных форм — ансамблей, увертюры. Мелодии флейт, подобно молниям, пронзают урчание барабанов. Перекличка инструментов медной группы усиливает ощущение тревоги. Кажется, здесь звучит сама первозданная стихия земли и воды, и эти абстрактные фрагменты значительно ярче, чем музыкальные характеристики отдельных персонажей.

Художник по костюмам Мария Данилова предложила нечто вроде меховых накидок в пол с прорезями для рук: для волчицы — серого, для пантеры — черного, для Шер-хана — полосатого окраса. Хвосты оказались только у «плебеев» –бандерлогов, а все нешуточные герои, например, волчья стая (коллективный и ничуть не менее страшный, чем рвущийся к безграничной власти Шер-хан, персонаж), лишены этой натуралистичной детали, отвлекающей от сути образа.

Постановочное решение режиссера Александра Федорова привлекает глубиной и одновременно доходчивостью трактовки. Отмечу лишь сцены, когда Маугли-детеныш передает свой амулет, как эстафету, Маугли-подростку (замечательная работа Максима Сажина) и эффектное фантастическое появление Царицы кобр (Елена Козлова). Последнее было бы невозможно без сценографа Эрнста Гейдебрехта, создавшего ирреальный мир таинственной цивилизации, поглощенной джунглями.

Маугли находится в состоянии конфликта прежде всего с самим собой: в нем борются дикое и человеческое. Тема противостояния героя и толпы, проблема взаимоотношений с теми, кто тебя предал, поставлены в спектакле остро, намеренно жестко. И то, что Маугли противостоит звериным инстинктам и принимает человеческое решение, является важнейшим нравственным итогом спектакля. Подросткам, которым эта премьера адресована, скоро предстоит оказаться в человеческих джунглях и делать подобный выбор в собственной жизни.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть