Какой формы яблоко? Красное!

29.06.2012

Татьяна УЛАНОВА

«Ребенку уже полтора года, а он ничем не занимается!» — спохватываются родители и бегут с чадом, например, в студию ИЗО. Но можно ли начинать обучение, если дитя не умеет толком говорить?

Нужно ли подсовывать ребенку краски и бумагу, если у него нет желания малевать? Стоит ли планировать будущую жизнь юного художника, основываясь на его ранних способностях? Об этом и многом другом мы поговорили с Анной АКСЕНОВОЙ — дошкольным педагогом-психологом, преподавателем ИЗО, автором книги «Развивающие занятия по изобразительной деятельности».

культура: Каждого ли ребенка можно научить рисовать?

Аксенова: ИЗО — часть продуктивной деятельности. А она, как и игра, является ведущей в дошкольном возрасте. Для всестороннего развития необходимо все: ИЗО, музыка, танцы, физкультура. Если дошкольник любит и умеет рисовать, специально можно не заниматься — он и так это делает хорошо. Если же ребенок совсем не рисует, не любит и не умеет, да еще взрослые говорят: «Ну, у него же нет способностей! Зачем заниматься?» — это плохо. Всестороннего развития не получится. И при поступлении в школу возникнут проблемы. Случается, шестилетний ребенок, боясь нарисовать круг, просит: «Вы мне точечки поставьте, как в детском саду, я по ним нарисую…» И такое бывает часто: дети понимают, какой формы и какого цвета фигуры, отличают одну от другой. А нарисовать треугольник или квадрат не могут.

культура: Чем именно хорошо рисование, кроме того что оно, как и музыка, полезно для общего развития?

Аксенова: Тем же, чем и игра. Ребенок моделирует события реальной жизни, закрепляет бытовые ситуации, переживает эмоции. Для игры часто необходимы другие участники. В изобразительной деятельности они не нужны — все ситуации дошкольник проигрывает, проживает самостоятельно, по собственной задумке. ИЗО — это развитие мелкой и общей моторики, развитие руки. Наконец, это прекрасный способ релаксации.

культура: Как определить, есть ли у ребенка выдающиеся способности?

Аксенова: Иногда видно, что ребенок хорошо рисует, чувствует цвета, ему не надо объяснять, как их сочетать. Но до школы и даже в начальной школе вряд ли можно сказать наверняка, кто будет художником, а кто — нет. Главное, чтобы дошкольник развивался гармонично, а став взрослым, не говорил: «не могу», «не умею»… Главное — переступить барьер, перебороть свой страх. Скажем, учитель дает задание — изобразить самолет. Маленький еще не комплексует. А постарше может сказать: «Не-е, не умею!..» Приходится задавать вопросы: «Какой формы основная часть самолета?» — «Овальная». — «Овал умеешь рисовать?» — «Умею»…

Задача преподавателя — научить ребенка рассмотреть предмет и ответить на вопросы: какого он цвета, какой формы. Хотя цвет часто в приоритете. Иногда даже пятилетки на вопрос: «Какой формы яблоко?» отвечают: «Красное!»

культура: С какого возраста можно начинать занятия?

Аксенова: Существуют пальчиковые краски. Но, конечно, то, что делают малыши, это не ИЗО, а взаимодействие с материалом. Попробовать пальчиками поводить по бумаге — то же самое, что погреметь игрушкой. Следующий этап — подражание взрослым. Взять карандаш, изучить его, погрызть, постучать, попытаться манипулировать… Получатся каляки. И только когда ребенок изобразит что-то, а потом, разглядев работу, скажет: «Киса!» или: «Машина!», вот это уже ИЗО. И можно начинать заниматься целенаправленно. Очередным этапом его развития будет самый сложный — дошкольник что-то задумывает («Я сейчас нарисую машину») и воплощает задуманное. Раньше двух лет такое происходит редко.

культура: В два года не все дети хорошо говорят…

Аксенова: Это абсолютно не важно. По глазам же видно, понимает тебя ребенок или нет… А общение с посторонним человеком, преподавателем к слову, очень способствует развитию речи — в этом еще один плюс занятий ИЗО. Домашние свое чадо понимают, и у него, в общем, нет стимула говорить лучше и больше. Но, когда приходит чужая тетя и задает непонятные вопросы, малыш осознает, зачем нужна речь…

культура: Чем Ваша методика преподавания отличается от других?

Аксенова: Все знают: игровой метод в дошкольной педагогике — это хорошо. Но в самом начале преподавательской деятельности я столкнулась с такой ситуацией. В книжках написано: «Зайчик пришел к лисичке. А волчонка нет. Давайте его нарисуем… Дальше — самостоятельная деятельность детей». Но как нарисовать волчонка? Методики-то нет. Пришлось придумывать, расписывая буквально каждое слово и объясняя пошагово, что за чем идет.

культура: По рисункам часто делают выводы о психическом состоянии автора…

Аксенова: Психологи любят что-нибудь показать на рисуночных тестах. Но то, что делает ребенок на занятиях с преподавателем, показывать психологу не стоит. Иначе он многое расскажет и о состоянии учителя. Как тест можно рассматривать только то, что дошкольник изобразил без всякой установки.

культура: Родителей пугает преобладание темных тонов в работах ребенка.

Аксенова: Есть дети, которые постоянно рисуют черной краской. Но и тут не все однозначно. Нельзя ставить диагноз по единственному признаку. Если, к примеру, выдавать малышам по одной краске, кроме черной, а потом со словами «Берите какую хотите» предложить целый набор, вся группа выберет именно черную. Мамы, конечно, в ужасе. А детям просто интересен цвет, с которым они еще не знакомы. Потом, черный/белый — это хороший контраст. Контуры четко видны, не надо напрягаться… Хотя есть и другие моменты: ребенок с повышенной температурой тела скорее выберет красный. У многих художников, в том числе юных, случаются периоды одного цвета: оранжевого, фиолетового…

Не стоит делать далеко идущие выводы, основываясь и на содержании работы. Один ребенок всегда рисует ужасы — войны, убийства, кровь. Но, может, он смотрит только мультики-страшилки? Если это продолжается месяц-два, ничего страшного. Если же он на рисунках убивает всех подряд в течение двух лет, стоит задуматься… Другой мальчик — очень тревожный, всего боится. Родители обращаются к психологу. И вдруг ребенок понимает, что может управлять страхом. Хочет — нарисует страшный пистолет, хочет — закрасит его. Он стал выше фобии. У третьего дошкольника недавно родилась сестренка. Он быстро понял, чем мальчики отличаются от девочек. И теперь подрисовывает мальчикам это «отличие». Мама в шоке: «Мой сын — неприличный». Неправда! Очень скоро эта тема перестанет быть для него актуальной и он найдет новую.

культура: Как не отбить охоту к рисованию?

Аксенова: Правило простое — что бы ребенок до четырех лет ни сделал, нужно сказать, что он молодец.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть