Играть или быть?

16.03.2012

Нужны ли современному ребенку компьютерные игры и каковы здесь ограничения? Над этими вопросами сегодня бьются не только родители, но и специалисты. Мы обратились к экспертам: Екатерине Трифоновой, кандидату психологических наук, заведующей лабораторией игры и развивающей предметной среды ГБНУ НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца, и Юлии Соловьевой — младшему научному сотруднику этой лаборатории.

Встретить современного ребенка, никогда не игравшего на компьютере, — все равно что столкнуться в метро со снежным человеком. Неизбежность детского общения с монитором всерьез пугает родителей. Однако так ли все страшно?

Искать в компьютерных играх одно лишь зло явно не стоит. Благодаря им дети с легкостью осваивают новые технологии, а грамотно подобранная игра может быть очень полезной для ребят с заниженной самооценкой. Например, если ребенок правильно решает предлагаемую задачу, персонаж на экране — герой сказок или мультфильмов — поощряет его, что постепенно укрепляет уверенность маленького человечка в своих силах. В играх, где можно начать все сначала, дети перестают бояться ошибок, пробуют варианты, ищут новые пути. Они учатся планировать и прогнозировать результат.

Итак, вы решили открыть для ребенка мир компьютерных игр. Желательно начинать с 4–5 лет. Только помните: дошкольникам можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день, младшим школьникам — не более 20 минут. Если время пребывания перед монитором больше, растут нагрузка на глаза, напряжение, возбудимость, снижается умственная работоспособность.

Если вы все-таки решили познакомить с компьютером малышей 3–4 лет, лучше отдать предпочтение играм, развивающим восприятие. Например, таким, где необходимо собрать целостную картину из нескольких элементов, ориентируясь на образец, либо найти два одинаковых предмета, разложить фигуры разных цветов и размеров по местам и т.п. Такие сценарии не только расширяют представления о цвете и форме, но и стимулируют мышление.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста рекомендуются игры, в которых при помощи мышки можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Попросите малыша придумать название для его работы, населите ее персонажами и вместе сочините про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для этого специальные игры-драматизации, где созданные самим ребенком герои могут оживать и действовать так, как придумал маленький творец.

А вот игры, в которых ребенок должен выбирать для уже существующих персонажей заранее предложенные действия, вредны для дошкольников — игровые задачи они должны ставить самостоятельно.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста хороши развивающие и обучающие игры — на развитие памяти, логики, комбинаторного мышления, навыков чтения и счета, а также изучения иностранных языков. Это, например, программы комплекса «Компьютер и детство» или популярный ряд игр «Баба Яга». Достоинство последних в том, что они основаны на методике опережающего обучения, в них используется красочная анимация, герои говорят голосами известных актеров, звучат стихи детских авторов. Возможно, дошкольнику в одиночку справиться с такими играми поначалу будет трудно. Поэтому поиграйте вместе с ним. Совместная деятельность не только поможет познавательному развитию ребенка, но и укрепит ваши отношения.

Перед тем как предложить игру ребенку, проверьте ее на себе. Если обнаружите быстрый темп действия и временные ограничения, знайте: для дошкольников это не подойдет. Неправильно, если в ходе игры акцентируются неудачные ходы малыша или происходит что-то «пугающее». Вполне достаточным отрицательным элементом послужит погрустневшее на пару секунд солнышко или забавно сказанное персонажем «Ой!». При этом управлять курсором лучше всего с помощью мышки, а не сенсорного экрана. Исследования показали: именно за счет такого «трудного» управления ребенок впервые задумывается, как совершить то или иное действие, ведь в обычной жизни он реагирует спонтанно. Между тем осознание способа действия — основа успешного школьного обучения.

Помните: не компьютер должен управлять ребенком, ставя перед ним задания, а наоборот, ребенок использует его для решения собственных задач. Именно поэтому хороши развивающие и обучающие игры, драматизации, «рисовалки», головоломки и т.д.

И самое главное: как бы компьютерные игры ни обогащали ребенка, полностью заменить традиционные они не могут. Если ваше чадо станет «компьютерным асом», не умея при этом с помощью воображения превращать камешек в машину, а щепочку в рыцаря, не видя в песочнице безбрежный океан, а в нем не видимую никому, кроме него самого, акулу, он потеряет больше, чем приобретет.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть