Брюс всемогущий

Светлана НАБОРЩИКОВА

18.03.2015

Через неделю в широкий прокат выходит мультипликационный фильм «Тайна Сухаревой башни. Чародей равновесия». Герои картины знакомы любителям анимации с 2010 года, когда режиссер Сергей Серегин выпустил первые эпизоды одноименного сериала. Там-то и предстал перед зрителями шотландский инженер и чародей Яков Брюс, проживающий в Сухаревой башне с учеником Петей, дочкой Марго, железным Кубиком и говорящим шаром.

Восемь эпизодов по 13 минут быстро обрели поклонников. Смущало, правда, отсутствие предыстории. Что свело героев в этом месте в это время и почему они владеют информацией о волшебных мирах — оставалось загадкой.  Этот пробел авторы «Чародея» решили ликвидировать в полнометражном фильме.  

В Российской империи введен праздник — Новый год. Отмечать его царь Петр повелевает чинно-благородно — «на питие и мордобой других дней в году хватает», а в Новый год «чтобы и волшебство было, и фейерверки всякие». Под видом инженера-механика в Москву приезжает магистр черной магии со своей спутницей, ученой крысой. С механикой у него не ладится — сделанного им заморского петуха по всем статьям превосходит сконструированная Брюсом российская курица. И с магическими возможностями проблема — стало трудно творить зло. Для восстановления статус-кво решил иностранец проникнуть в Сухареву башню — там Брюс хранит браслет-змейку. Стоит подбросить его вверх, как отправишься в волшебные миры, где можно подкрепить ослабевшие силы.

О планах мага случайно узнает ученик школы математических и навигацких наук (той самой, что Брюс основал в Сухаревой башне) гардемарин Петя. Любознательный юноша давно хотел проникнуть в алхимическую лабораторию, а теперь представился случай и об опасности предупредить, и чародейству поучиться, и с дочкой Брюса познакомиться. Результатом бурной встречи (уж очень ершистой оказалась девушка) становится разорванный надвое манускрипт равновесия, а это уже беда. Документ, — объясняет Брюс, — давал ему магические способности, а также предохранял башню от темных сил. Теперь защита утрачена, и вот уже темный маг с крысой карабкаются по потайной лестнице, прямиком к хранилищу артефактов. Манускрипт надо переписать, решает Брюс, а значит, пора отправляться в волшебные миры за пергаментом из драконьей кожи, стальным пером грифона и змеиными чернилами.  

Пока Петя, Марго и Кубик (персонажа из консервной банки герои встречают в мире шестеренок) странствуют, Брюс предотвращает козни темного волшебника. Путешествия и атаки зла идут перебивкой и завершаются мощной кульминацией — битвой отечественной белой и заморской черной магии. Новогоднюю елку в итоге зажигает наша курица, а гардемарин Петя ставит свою подпись на манускрипте равновесия.

По сравнению с короткометражкой, в «Чародее» на порядок больше спецэффектов и компьютерных технологий. Стиль рисовки стал более лапидарным и, можно сказать, более реалистичным, да и главные персонажи вполне узнаваемы. Яков Брюс, озвученный Александром Тараньжиным, сохранил благородный монголоидный облик. Петр Первый, отданный Станиславу Дужникову, в итоге обрел плутоватый прищур. Петя (Прохор Чеховской) и Марго (Ольга Шорохова) остались в стиле японского аниме — видимо, режиссер посчитал, что их разнообразные эмоции могут передать только огромные, в пол-лица глаза. 

Сохранена также историческая достоверность, которой по возможности следовал сериал. В двигателе событий — манускрипте равновесия — легко узнать упоминаемую в документах черную книгу, которую Яков Брюс якобы хранил в Сухаревой башне. После смерти магистра она была «закладена в стену, где и заколочена алтынными гвоздями». Ну, а самое главное — у новой фантастической франшизы (режиссер на премьере обещал продолжение) имеются отличные перспективы. Никаких проблем со сценарным материалом — реальных и вымышленных историй, связанных с многострадальным памятником московского барокко, хватит на несколько сериалов.