Надо жить играючи

Дарья ЕФРЕМОВА

02.08.2013

Чиж, бабки, «Эрудит», лото… Незаслуженно забытые игры гораздо увлекательнее виртуальных разборок с монстрами. Соберитесь всей семьей за большим столом — и дождливый вечер пролетит как мгновенье. А если погода благоприятствует, подвижные городки или штандер станут отличным продолжением пикника.


Играть с компьютером мы любим больше, чем с друзьями и близкими. К такому выводу пришли социологи. Опрос, проведенный «Левада-Центром», — а в нем приняли участие около 2000 россиян из 45 регионов, показал, что на первом месте стоят компьютерные стратегии. Их предпочитает 25% респондентов. Далее по популярности следуют: онлайн-игры в сети (15%), игры на смартфоне (14%), электронные шашки и шахматы (10%). Хит старых московских дворов — домино — знаком немногим. «Забить козла» способны только 8% опрошенных, еще 16% при случае готовы перекинуться в картишки. Остальные — их более 40% — признались, что никаких игр не знают вовсе.

По мнению специалистов, массовая увлеченность компьютером проистекает из тенденции к интроверсии. Это оборотная сторона индивидуализма и свободолюбия, провозглашенных высшими ценностями в XX веке. «Тщательно оберегая свое частное пространство, мы избавляемся не только от ненужных обязательств, но и разрушаем традиции, изгоняем из жизни добрые семейные и дружеские ритуалы,?— говорит психолог-консультант Анна Демьянова.?— Привыкая проводить время в одиночестве, человек неизбежно замыкается, теряет коммуникативные навыки. Самым простым выходом становится погружение в виртуальное пространство, где каждый может почувствовать себя «властелином мира». Уходя в иллюзорную реальность, мы перестаем отдавать себе отчет, что компьютер лишь инструмент, а не заменитель жизни».

Чтобы разорвать порочный круг, психологи рекомендуют чаще общаться с родными, друзьями и даже соседями. Это только кажется, что для большого сборища нужен какой-то резон — юбилей, Новый год, крестины. Пригласить знакомых поиграть на даче в шарады в некотором смысле даже лучший повод. Вам не придется сочинять тосты, заполнять паузы разговорами о погоде и выпроваживать подрастающее поколение смотреть мультики. Общение в процессе игры — самое живое и непосредственное. И дети не помеха, а равноправные участники.

«Эрудит»

Британская настольная игра «Scrabble», более известная нам как «Эрудит», заключается в составлении слов с помощью фишек-букв в игровом поле 15 на 15 клеток. Каждому участнику в начале кона раздается по семь фишек. Обычно в комплекте их более сотни. Слова можно выкладывать сверху вниз или слева направо (по принципу кроссворда). От того, насколько длинное слово вы сумеете составить и сколь редкие буквы сможете пристроить, зависит количество очков. Так, твердый и мягкий знак, «Ы» и «Э» стоят по десять очков. Часто встречающиеся «А», «О», «Е», «И» — по одному за штуку. Первое составленное слово должно проходить через центральную клетку. Дальше к нему монтируются другие: в английской версии это могут быть глагольные формы, прилагательные, наречия и прочие лингвистические вольности, вплоть до междометий «Ох» и «Вау». В отечественном варианте допускаются только существительные в единственном числе, именительном падеже.

Если кому-то из игроков достались совсем негодные буквы, например одни согласные, он может их заменить — на любое количество других, но придется пропустить ход. Также есть возможность использовать «пустышку», то есть плашку без буквы — это своеобразный джокер, заменяющий любую литеру. Выигрывает тот, кто набирает большее количество очков.

Сыщик

Игра не требует никаких дополнительных материалов и интеллектуальных усилий, идеально подходит для компании с детьми. Понадобится бумага, авторучки и кое-что из личных вещей. Эти предметы раскладываются на столе. Претенденты на почетное звание Шерлока Холмса внимательно их изучают, стараясь запомнить расположение. Затем сыщики выходят из комнаты, аферист, предварительно выбранный из группы участников, тем временем меняет вещи местами. Побеждает тот сыщик, который назовет большее количество изменений. Далее — второй кон. Детективы снова покидают помещение. Аферист пишет пять-шесть записок. Первая повествует о том, где спрятана вторая, вторая — о том, где третья и так далее. В последнем письме указывается, куда спрятаны украденные сокровища. Окружающие активно направляют его на путь истинный. Они могут подсказывать: «Холодно, теплее, горячо». Приз — пакет с конфетами.

«Монополия»

Хитроумная экономическая стратегия, родившаяся в годы Великой депрессии в США, стала классикой настольных игр более полувека назад. В Советском Союзе она обрела популярность в конце 80?х: разрисованные фломастерами, склеенные из журнальных вырезок самодельные «Монополии» заставляли дворовых старожилов отложить в сторону шашки и домино, а резвых пионеров — забыть о расшибалке и кружке выжигания. Еще бы, сложные маневры с целью личного обогащения и разорения конкурентов — отличный бизнес-тренажер.

Игровое поле состоит из квадратов. Они символизируют собой вожделенные активы, а также неприятности — налоги, долги, банкротство и даже тюрьму. В начале 90?х сюда прибавляли еще ментов и братков. В свой ход вы бросаете кубик и передвигаете фишку на количество выпавших очков. Вполне возможно, вам выпадут траты, а может быть, представится случай купить завод. Вот тут и надо думать, стоит ли вкладывать деньги или лучше воздержаться. Если покупать отказываетесь, ведущий выставляет актив на аукцион, на котором собственность может приобрести любой игрок, заплативший максимальную цену. В классической версии игры три типа активов: улицы, коммунальные предприятия и вокзалы. Выгодно покупать участки одной цветовой группы. Так вы становитесь монополистом, получаете возможность строить дома и отели, а также взимать отнюдь не божескую арендную плату с игроков, оказавшихся волею фишки на купленном вами квадратике.

Чиж

Забытая у нас деревенская игра до сих пор популярна в Таджикистане и на Памире. Понадобится короткая дощечка с заостренными концами и две палки. На земле чертят круг диаметром в метр — кон, в центре кладут чиж и определяют поле, куда следует направлять его полет. Играют двое. Один бьет палкой по заостренному концу чижа, стараясь выбить его в поле. В случае промаха или если «снаряд» ляжет слишком близко от кона (на расстоянии меньшем, чем длина палки), игрок может повторить удар, но после третьего промаха передает инициативу. Второй игрок — водящий — старается поймать чиж на лету или ударом палки забросить его обратно в круг.

Штандер

Брутальная детская игра, да еще и с немецким названием (от «Stand hier!» — стой здесь) утвердилась в наших дворах в послевоенные годы и канула в лету вместе с диафильмами про кукурузу. Для аутентичности следует играть «раскидайчиком», самодельным мячом из бумаги, набитым опилками и туго стянутым суровой ниткой. Это чудо вручается водящему. Все становятся в круг. Водящий подбрасывает мяч и выкрикивает имя одного из участников. Тот принимает подачу и после небольшой паузы метит «раскидайчиком» в разбегающихся в стороны игроков. Кому удалось поймать мяч, должен крикнуть: «Штандер!» Все замирают, нападающий прицеливается и «салит» любого. Правила разрешают приседать, уклоняться от мяча, но только не сходить с места. В кого попали, выбывает из игры. Кто поймал мяч, кричит: «Штандер!» И игра повторяется снова.

Казаки-разбойники

Некогда мегапопулярная дворовая игра представляет собой жгучую смесь салок и пряток. Чтобы было весело, нужно собрать большую компанию. В игре должны участвовать хотя бы шесть человек. Игроки делятся на две команды, затем казаки отходят в сторонку, разбойники в это время рисуют мелом на асфальте круг, обозначая начало движения и дальше от него стрелочки и разбегаются. Задача казаков — найти, догнать, «осалить» и отвести супостатов в темницу. Пойманного разбойника торжественно тащат за рукав. Разбойники обычно выручают товарищей по дороге в тюрьму — неожиданно подбегают и «салят» казака. Последний должен отпустить пленного. И так до бесконечности, пока всех негодяев не пересажают.

Дворовый гольф

Для игры понадобятся клюшки и небольшой мяч. В центре площадки роют маленькую ямку диаметром 20–30 сантиметров — котел. Вокруг него на расстоянии двух-трех метров роют лунки поменьше. У каждого игрока своя лунка, которую он будет защищать. Задача водящего — загнать клюшкой мяч в котел. Остальные участники препятствуют ему в этом, отбивая мяч от котла и охраняя свои ямки. Лунка находится в безопасности, если клюшка опущена в нее. Игрок, не сумевший защитить лунку, становится водящим.

Бабки

Старая русская игра, отдаленно напоминающая боулинг. В деревнях бабки делали из надкопытного сустава коровы, остающегося после варки студня. Биток — самую крупную бабку — заливали изнутри свинцом и использовали в игре как биту. В наше время костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, а для битка выбрать чурку потяжелее. Бабки — не менее десяти штук — ставят на линию кона и выбивают с расстояния 3–5 метров. Играющие делятся на две команды. Участники стремятся сбить бабки меньшим количеством бросков.