На арену тащить бегемота

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

12.04.2013

Сразу два цирка Москвы — на Цветном бульваре и на проспекте Вернадского — представили новые программы. Оценивать творения отправилась корреспондент «Культуры» — специально к Международному дню цирка, который в этом году отмечается 20 апреля.

В последний раз в цирк я ходила в детстве. И мне жутко не понравилось. Клоуны напугали. За акробатов было страшно. Зверей жалко. Себя почему-то тоже. С тех пор за цирк в моей жизни отвечала окружающая действительность и частично театральные фестивали.

«Осторожно, хищники!» — встретила табличка в Цирке Никулина на Цветном бульваре. Спасибо, что предупредили. Это я пытаюсь попасть в зал через служебный вход. Слава Богу, меня сопровождают — арену со зверинцем не перепутала. Зал битком — пятница, вечер. Публика — в основном родители и дети, обмотанные сладкой ватой, — с попкорном, трещетками, гремелками... Встречаются и влюбленные парочки, и пожилые интеллигентные дамы — тоже парами — с программками.

Объявляют «веселую новость для курильщиков»: дымить в здании запрещено. Фотографировать во время представления, которое носит гордое название «На бис!», — тоже. Последнее табу в самые ответственные моменты будет нарушаться — естественно, родителями. Щелкать станут и взмывающую под купол Диану Пухову — обладательницу всех мыслимых призов, воздушную гимнастку на кольцах. Номер Пуховой, открывающий программу, пожалуй, лучшая иллюстрация цирка как такового — фантастически красивого и смертельно опасного. На несколько минут время останавливается, гимнастка его попросту отменяет — вместе с земным притяжением и прочими законами природы. Дружный вдох, разинутые рты, летящий человек в белом — и предательская вспышка, возвращающая вас на землю.

Пухову сменит хромающий, но твердо стоящий на манеже пират (Владимир Городецкий) с попугаями — и страх за парящее в воздухе белое пятно уступит место смеху. Пернатые будут обреченно тащить шляпу, прося — вполне успешно — милостыню у публики, стоять на голове и ласково называть дрессировщика «папой». Тот в ответ станет жонглировать «детками», приведя окружающих в дикий восторг. За пиратом последуют эквилибристы — тоже лауреаты всевозможных конкурсов, как и почти все в этом цирке — на вольностоящей лестнице («вольная» она потому, что никак не крепится). Будет и клоун, американский друг Алекс, ловко управляющий хлопками обалдевшей от счастья и все время сбивающейся с ритма публики. «Провинившиеся» ряды просят встать и покинуть зал. Но куда уж они уйдут!

Гвоздь программы — канатоходцы (руководитель Михаил Днепровский), исполняющие уникальный трюк — пирамиду из четырех человек. На канате, конечно же. Зрелище не для слабонервных. Публика даже про попкорн забывает. Но хрустящей кукурузе, кажется, нет конца — зрителям ее хватает и на номера с лошадьми и катающимися на них собачками (дрессировщик Татьяна Мащенко), и на единственного в мире слона-музыканта, исполняющего проникновенное соло на губной гармошке (программа легендарной династии Корниловых), и на акробатов на русских палках (руководитель Сергей Гречушкин). Классическая цирковая программа заканчивается традиционным парадом-алле и зрительскими криками «Браво!». На бис, правда, выйти не просят.

Цирк на Проспекте Вернадского решил сделать уклон в сторону драматургии и представил спектакль «Времена». Иногда они кажутся нелегкими — особенно в моменты лирических отступлений, когда на манеже появляется «съемочная группа», работающая над фильмом. Это они снимают сцены из разных эпох, благодаря чему обеспечивается сквозная сюжетная линия. Собственно цирк начинается не сразу, уступив место «режиссеру» и его подопечным. Лишь мастерство жонглеров (руководитель Дамир Гибадуллин) смягчает впечатление от съемочной группы. Впрочем, дети и от нее в восторге.

Последующие номера и вовсе заставляют забыть о кинематографистах — козы Ирины Левицкой ловко переставляют копыта по мосту и разъезжают в свадебных нарядах в коляске, обезьяны под руководством Тофика Ахундова вытворяют невероятные кульбиты, а медведи и вовсе катаются по манежу в братских объятьях со своим дрессировщиком Юрием Александровым. Особый восторг вызывают бегемоты все того же Ахундова — катающиеся на спине, переползающие друг через друга и бесконечно виляющие хвостиками. Но главный номер «Времен» — завораживающее шоу российских и кенийских воздушных гимнастов (руководитель Владимир Довейко). Головокружительные трюки то и дело сопровождаются вскриками — не выдерживают зрительские нервы. Все-таки дружба народов творит чудеса. Ну, прямо, цирк какой-то.