Один Дениска на полторы сотни

Анна ЧУЖКОВА

02.02.2013

В Литературном музее открылась выставка «Денис Кораблев и другие», посвященная 100-летию Виктора Драгунского.

Самое страшное воспоминание детства моего друга, как бабушка методично заставляла его читать по двадцать минут в день. Трюк с пролистыванием сразу нескольких страниц не всегда срабатывал — тайное, как правило, становилось явным. Но литературная каторга может превратиться в увлекательное занятие — нужно только знать подход, например, читать не в библиотеке, а в музее. Здесь разрешается озорничать вместе с Денисом Кораблевым.

Выставка в Литературном музее включает фотографии, письма и документы Виктора Драгунского, афиши литературных вечеров, издания на всевозможных языках, но все это оставим для родителей. Ведь самое интересное в книжках — картинки. Основную массу экспонатов составляют красочные иллюстрации Вениамина Лосина.

В филиале Литературного музея в Трубниковском переулке работает студия для детей по изучению литературы. По выходным обычная выставка превращается в шумную фабрику выдумок и забав. Для денискиных сверстников, читателей от пяти до десяти лет организован курс занятий. Продолжительность «уроков» — почти академическая «пара». За это время можно многое успеть.

Во-первых, познакомиться с автором рассказов. Советский писатель, оказывается, родился в Нью-Йорке, правда потом отшучивался: «Американский образ жизни произвел на меня столь отталкивающее впечатление, что через полгода я вернулся на родину». Еще ребенком Виктор Драгунский гастролировал с театром отчима, подростком работал лодочником на Москве-реке, пробовал себя в качестве шорника и токаря. А стал рыжим клоуном, после того как будущему писателю посчастливилось попасть в актерскую мастерскую Алексея Дикого. Во время войны был в ополчении и выступал в госпиталях. Организовал театр пародий «Синяя птичка», снимался в кино у Ромма, обожал работать Дедом Морозом на новогодних елках. Удивительно, но писать Драгунский начал лишь в 48 лет, именно тогда появился первый из денискиных рассказов «Он живой и светится».

Некоторые произведения в студии читают вслух. Ведь надо вместе во всем разобраться. А как иначе понять, что такое одна Гватемала и два Барбадоса, на которые друг Дениски хочет поменять игрушечный самосвал? Для ребятишек, снимающих выставку на камеры мобильных телефонов, почтовая марка — неслыханное чудо. Хотя по части географии детское недоумение рассказы вызывали всегда. «Мы пионеры и не понили што такое Сингапур, — писали Драгунскому его маленькие современники, впрочем, особых затруднений это не вызывало. — Нам нравится книга «Человек с голубым лицом». Вы если можите так напишите побольше».

Родители на выставке нужны только, чтобы умиленно улыбаться и, сидя на лавочке, вдохновлять чад на новые литературные подвиги. Почву для которых здесь тщательно подготовили: можно вволю похимичить в лаборатории рассказа, смастерить марионеток по мотивам прочитанного и поставить с ними спектакль, а лучше — снять мультик. Знакомство с «Денискиными рассказами» завершится съемками фильма. Короткометражный ролик пополнит золотую копилку киноархива музея, в которой уже имеются эпическая драма Маршака «Шалтай-Болтай», романтическая комедия «Лоскутик и Облако» и триллер «Босая принцесса», снятые по мотивам сказок Софьи Прокофьевой.

Говорят, когда были напечатаны рассказы Драгунского, родители массово начали называть детей Денисами. Сегодня на полторы сотни посетивших выставку юных любителей литературы приходится только один Дениска. Другие имена, другие игрушки, но все те же радости. Вот, к примеру, стенгазеты, которые дети выпустили по мотивам рассказов «Что я люблю», «…и чего не люблю!». Приз симпатий достается в первую очередь маме. Следом идет эскимо.