Тренируемся на кошках!

Алексей КОЛЕНСКИЙ

30.05.2019


«Тайная жизнь
домашних животных 2»

США, Япония, Франция, 2019

Режиссеры: Крис Рено и Джонатан дель Валь

6+

В прокате с 30 мая

На экранах — ​продолжение анимационного хита 2016 года «Тайная жизнь домашних животных». В прошлой серии четвероногие обитатели Манхэттена сумели сплотиться в убойную команду, одолеть банду бездомных сородичей, спастись от звероловов и доказать верность хозяйке. Ныне им предстоит испытать себя в роли лучших друзей человека.

Владелица джек-рассел-терьера Макса и дворянина Дюка вышла замуж и обзавелась малышом. Псы быстро поладили с крохой и огорчились, узнав, что год спустя Лиама отдадут в детский сад. Они мечтают сами воспитать карапуза, но едва ли готовы к ответственной работе. Бывший бродяга Дюк так и остался туповатым увальнем, а переживающий за безопасность юного хозяина Макс подхватил нервную чесотку и затосковал.

Внезапно домашним питомцам выпал шанс пройти школу взрослой жизни. Семья решила провести лето на ферме у дедушки, а тот не пустил четвероногих на порог — ​друзьям пришлось переквалифицироваться в дворовых псов, оберегающих коров, овец и свиней под руководством местного сторожила, овчарки Ковбоя.

Их нью-йоркским приятелям так же пришлось несладко. Пассия Макса, померанский шпиц Гиджет, потеряла любимую игрушку своего кавалера — ​резиновую пчелку Жучку, ставшую добычей распоясавшихся котов. Пытаясь выручить «малышку» из беды, собачка овладела навыками маскировки и манипуляции, а заодно и лидерскими качествами. Еще сложнее пришлось ши-тцу Дейзи и боевому зайцу Снежку, решившим выкрасть белого тигренка из цирка.

Лучшим слоганом фильма служит афоризм бывалого Ковбоя: «Хочешь победить свой страх — ​сделай вид, что его нет!» Собственно, речь прежде всего об авторах мультика — ​немногие рискнули бы ослабить драматургическую конструкцию экшна, разбив ее на три параллельные сюжета. Рено и дель Валя вдохновляло открытие сделанное в предыдущей серии: «Мы поняли, что каждые несколько сцен вводим одного или нескольких новых персонажей. В большинстве фильмов зритель знакомится с главными героями в первых пяти или шести сценах, и затем напряженно ждет, куда повернет их сюжетная линия… Мы же обнаружили, что наша структура придала фильму ощущение постоянно совершаемых новых открытий. Так что, когда пришло время снимать, мы хотели отразить эту энергетику. Придумали три основных сюжетных линии, которые разворачиваются одновременно и в конечном счете пересекаются, причем еще ранее мы сокращаем дистанцию между параллельными сюжетами. Это забавная аналогия, но наш фильм напоминает «Игру престолов», где с каждым эпизодом вы смотрите на происходящее с разных углов зрения».

В самом деле, соавторам удалось создать открытую сюжетную структуру, аналогичную доверчивому детскому взгляду — ​агрессивные люди или животные присутствуют лишь на периферии зрения, жизнь представляется неисчерпаемым приключением и все несовершенства мира кажутся легко устранимыми недоразумениями. Для полного счастья следует лишь обзавестись верными друзьями и доверившись их непосредственности и авантюризму, сделать все, как у больших, только лучше.

На этом пути обнаруживаются три позаимствованные у скаутов поведенческие модели. Первая — ​ученическая фаза воспитания — ​охрана «лагеря» отрабатывается Дюком и Максом. Вторая ступень — ​конкурс на самую-самую «королеву бала» выигрывает Гиджет, а на десерт подается «Зарница» — ​боевая операция по захвату сакрального артефакта неприятеля (в данном случае, очаровательного тигренка). Секрет успеха во всех случаях прост: от лохматых питомцев анимационной компании Illumination Entertainment требуются лишь безусловное доверие, взаимовыручка и личностный рост.

«Тайную жизнь» ждет успех, прежде всего, в силу железной логики создателей — ​выпуская на приволье «Домашних животных», авторы «Гадкого я» и «Миньонов» уточняют картину оригинального мира. Ранее он представлялся чересчур схематичным союзом диалектических противоположностей — ​абсолютного духа «гадкого» мегаломана Грю и не осознающего себя субъективного духа, «миньонов» мироздания. Теперь в нем стало больше человечности и простоты.

Год за годом премьеры Illumination демонстрирует наглядную модель созидания сказочной цивилизации, в которой уживаются персонажи аналогичные российским мультяшным кумирам — ​от элементарных, но любознательных «Смешариков» до авторитарной Маши и терпеливого медведя. Вот только ни высшим разумом, ни нормальным миропорядком у нас пока не пахнет.

Сериальный контент на беглый взгляд довольно разнообразен — ​на телеэкранах мельтешат Барбоскины, Лунтики, Фиксики… Но полнометражная жизнь героев складывается не столь благополучно. Тут действует закон: чем крупнее форма — ​тем мелочней и выморочней содержание. Отечественные анимированные персонажи и не пытаются решать творческие или моральные задачи, получать трудные жизненные уроки. В отличии от «Чебурашки», «Крошки Енота», «Кота Леопольда» или «Ивашки из дворца пионеров» баловники дикого капитализма не стремятся к сотрудничеству и взаимопониманию, живут исключительно для себя. Их мир никак не желает расти, уплотняться, обретать цивилизованный масштаб и объем, а распадается на условно размытые локации, в которых лишь, как правило, бестолково шалят.