Книги нашего детства. «Как папа учился в школе»

23.12.2012

Его называли юмористом от Бога. Шутки, афоризмы, эпиграммы писателя-сатирика, колумниста журнала «Крокодил» Александра Раскина немедленно разлетались по стране, нередко становясь фольклором. Автор остроумных сборников («Очерки и почерки» и «Моментальные биографии»), сценарист первого советского мюзикла «Весна», соавтор Самуила Маршака и Мориса Слободского, супруг писательницы и журналистки Фриды Вигдоровой, он, если и знаком современному читателю, то благодаря детским книгам. Прозаические миниатюры «Как папа был маленьким» и «Как папа учился в школе» сложились из историй его детства, которые Раскин рассказывал дочке Александре. «Я хотел бы, чтоб эта книжка научила вас чему-нибудь хорошему, — обращался он в предисловии к своим юным читателям. — А то недавно одна мама жаловалась мне, что ее сын Сережа, прочитав о том, как маленький папа учился лаять по-собачьи, запомнил только это и теперь лает с утра до вечера»...

Александр Раскин

Как папа ходил в кино

Когда папа был маленьким, его долго не пускали в кино. Ему говорили: «Тебе еще рано... Успеешь. Ничего там нет хорошего».

Это говорили дедушка и бабушка. А тетя добавляла: «И вообще кино — это сплошная инфекция. Сплошная корь, сплошная скарлатина, сплошной коклюш... Я уж не говорю о дифтерите...» После этого тетя очень долго говорила о дифтерите. Напрасно маленький папа просил и умолял пустить его в кино. Напрасно он говорил, что все его товарищи уже ходят в кино и никто из них не болеет корью, скарлатиной и коклюшем, не говоря уже о дифтерите. Ему всегда отвечали одно и то же:

— Вот пойдешь в школу, тогда уж все равно. Тогда уж не убережешься. Тогда и ходи в кино сколько захочешь.

Маленькому папе приходилось смотреть кинокартины в исполнении знакомых ребят. Ребята показывали ему, как прыгает Дуглас Фербенкс в знаменитой картине «Знак Зеро», как он замечательно дерется на шпагах, как он появляется в черной маске и побеждает всех врагов. Ребята изображали Чарли Чаплина с его тросточкой, смешного Игоря Ильинского, длинного худого Пата и маленького толстого Паташона. Они старались изо всех сил, они делали все что могли. Они скакали верхом друг на друге, показывая знаменитого ковбоя Вильяма Харта.

А еще маленький папа слышал, как взрослые говорили про улыбку Мэри Пикфорд: «Это изумительно!»

«Какая такая у нее улыбка?» — спрашивал папа у своих товарищей. И один мальчик стал ему показывать, как улыбается артистка Мэри Пикфорд в картине «Когда растает снег». Он очень старался, и все ребята говорили, что он улыбается даже лучше, чем Мэри Пикфорд. Тем более что она улыбается уже много лет, и ей за это платят. А он улыбается только второй день и работает бесплатно, для товарища.

Маленький папа понимал, что ребята хотят помочь ему. Но от всего этого ему только больше хотелось в кино.

И вот этот день наступил. Маленький папа начал ходить в школу. И в первое же воскресенье весь его класс вместе с учительницей пошел в кино на детский сеанс. Фильм назывался «Красные дьяволята». Маленький папа читал эту книгу. И ему очень хотелось увидеть юных бойцов-разведчиков, страшного атамана Махно и все удивительные события этой интересной повести.

Кино было очень близко от дома маленького папы. И его знал даже маленький дядя Витя, младший брат маленького папы. Поэтому он прибежал в кино еще раньше маленького папы и уже успел познакомиться со всем классом и даже понравиться учительнице. Увидев своего младшего брата, маленький папа ничего не сказал. Он молча схватил его за ухо и повел домой. Маленький дядя Витя расплакался так сильно, что выронил изо рта сразу три конфеты. Дело в том, что девочки из папиного класса угощали его со всех сторон. А маленький дядя Витя был очень вежливый мальчик. Если ему давали конфету, он никогда не отказывался.

Дядя Витя плакал так громко, что за него заступился весь класс. И даже учительница сказала: «Пусть идет с нами, я за все отвечаю».

Услышав это, маленький папа выпустил ухо своего брата. Тогда все вошли в кинотеатр. Тут зазвенел звонок. А места на детский сеанс были не нумерованы. И все дети — организованные и неорганизованные — со всех сторон ринулись в зрительный зал. Впереди всех прыгал, как заяц, счастливый маленький дядя Витя. И, конечно, он споткнулся и упал. За ним бежал маленький папа. Он налетел на своего младшего брата и упал на него. И весь класс, который организованно бежал за братьями, организованно рухнул на них. Это было очень тяжело. Особенно для тех, кто оказался внизу. И маленький дядя Витя, прыгавший, как заяц, теперь закричал, как заяц, когда его схватит собака. Тогда закричал и маленький папа. Но тут подбежала папина учительница и еще два учителя из других школ. Они остановили толпу. Они подняли маленького папу и дядю Витю. И папа и дядя были в синяках и в царапинах. Поэтому их обоих сразу отправили домой как пострадавших. И тетя, увидев синяки и царапины, радостно сказала: «Я же говорила!»

И долго еще маленького папу не пускали в кино после этого случая. Но потом все-таки пустили. И он посмотрел «Красных дьяволят». И много других картин. И он до сих пор очень любит кино. И дядя Витя тоже.