Волк им товарищ

Алексей КОЛЕНСКИЙ

24.01.2019


«Волки и овцы: Ход свиньей»
Россия, 2018

Режиссер Владимир Николаев

6+

В прокате с 24 января

В кинотеатрах — режиссерский дебют соавтора и сопродюсера «Снежных королев» Владимира Николаева, вторая часть анимационной франшизы «Волки и овцы: Ход свиньей».

Три года назад, обернувшись бараном, Серый стал вожаком отары овец, потом вернул себе зверское обличье и завоевал сердце прекрасной волчицы Бьянки. На сей раз ему предстоит защитить городок от нашествия сородичей. Миссия оказывается невыполнимой, но происходит чудо.

Формальным поводом для агрессии стали незваные гости — песец и овца, укрывшиеся от хищников в селении травоядных. Преследователи беженцев не спешат с атакой — рыщут в окрестном лесу, препираются и собачатся. Не ясно, отчего лесные братья не покончат с баранами сразу. Вероятно, нет аппетита — большинство травоядных напоминает жертв изощренных генетических экспериментов: приблудная овечка отличается темно-свекольным цветом мордашки, вождь стада смахивает на козла Бафомета, военачальник не видит дальше собственного носа за густой челкой, зато блещет полной пастью человечьих зубов. Моральные качества парнокопытных также не выдерживают критики — овцы самодовольны, тупы, склочны. Узнав о готовящемся нападении, они принимаются строить защитные сооружения, терпят фиаско и впадают в панику. Последней надеждой стада остается Серый. Правда, чтобы справиться с бедой, ему следует собраться с духом и вспомнить, что он все-таки хищник.

Поначалу на фоне баранов сородичи Серого смотрятся молодцами — до тех пор, пока не разевают пасти: «лузер», «доходяга», «пендаль под зад», «обжиралово», «чё?», «ничё!». С первых минут авторы накручивают примитивную лексику, компенсируя неуверенность в изобразительных решениях. Плохо сказка сказывается. Возможно, беда в том, что телегу запрягали впереди лошади: аниматоры придумывали сюжет, исходя из комбинаций доступных цифровых шаблонов, и сшивали фабулу спустя рукава. При этом создателям хотелось полюбиться не только зарубежным дистрибьюторам, — зря, что ли, овцам приписали культ либерального разнообразия, — но и воображаемой детской аудитории. К несчастью, по мнению «взрослых», завоевать внимание среднестатистического малыша можно лишь примитивным развлекаловом, энергичным темпоритмом и агрессивным китчем. Последний торжествует тут буквально во всем.

Городские пейзажи напичканы розовыми, салатовыми и голубыми фактурами. Тщательно проработанная шерсть удручает ядовитой расцветкой, а зеленые насаждения — статикой. Мимика Серого сводится к вращению глаз. Привлекательность Бьянки исчерпывается лишь псевдоэротичной походкой. Где волчица набралась этой пошлости, остается только гадать. Диалоги скатываются в перепалки, поединки ограничиваются возней, победа добывается чудом: не сумев справиться с предводителем орды, Серый окунает агрессора в чан с волшебным зельем и превращает его в поросенка. В принципе, идея неплохая: не можешь победить противника, доведи его до свинского состояния. Однако даже это не спасает картину.

В итоге творческое бессилие замазывается эклектикой, бессмысленным мельтешением и не слишком выразительной озвучкой. Профессиональным актерам — Максиму Матвееву и Елизавете Боярской — не хватает понимания характеров зверушек, а отработавшие с массовкой «голоса «Русского радио» вовсе не вдаются в «тонкости» животного мира и злоупотребляют кривляньем. В итоге второй «блин» не выдерживает сравнения даже с первым волчье-овечьим «комом» и разительно отличается от далеко не совершенных, но тщательно проработанных «Снежных королев» тех же умельцев из воронежской студии Wizart Animation.

Мастерство художников проявляется в единственном снятом отъезжающей камерой эпизоде — стройке овечьих фортификаций. В дружном трудовом азарте на десять секунд оживает дух радостного сотрудничества и творческой свободы.