Это вам не игрушки!

Юлия ГОНЧАРОВА

12.12.2013

Новогодние праздники на носу, а значит, пришло время покупать подарки. Конечно, в первую очередь мы думаем о детях, внуках, племянниках. Но что видим на прилавках магазинов игрушек? Монстры, вампиры, вражеские самолеты... Детские психологи бьют тревогу: что вырастет из ребятни, с младенчества окруженной чуждыми символами? Корреспондент «Культуры» отправилась на поиски отечественных конструкторов и родных плюшевых медведей.

Пособия для маньяков

Надо присмотреть подарки 11-летнему сыну, шестилетней крестнице и двухлетней племяннице. Казалось бы, что тут сложного, детские магазины на каждом шагу, полки ломятся от товаров на любой вкус. Но хотелось бы, чтобы игрушки были красивыми, умными, добрыми, а еще — родными, что ли. Ну и конечно, не без педагогического подтекста: чтобы давали ребенку возможность проявить фантазию, развить ум, сформировать верное представление об окружающем мире.

Сразу оговорюсь, мнение одариваемых не учитывается. Знаем, проходили. Например, сын уже второй год просит конструктор «Лего» «Звезда смерти» за 26 000 рублей. Аргумент самый веский: «Артемке же купили!» Доводы, что родители Артема ездят на «хаммере», а я на метро, в расчет не принимаются. Шестилетняя Алиса мечтает о кукле Винкс, потому что у всех девочек в детсадовской группе есть такие же. А двухлетней Дине нужен просто весь магазин. 

Открываю дверь ближайшего к дому «Детского мира», и меня встречает конструкция «Лего» размером два на два метра. Что пытался изобразить ее создатель, предположить трудно, но размеры впечатляют. В голове сразу включается счетчик, столько же это может стоить, если набор значительно меньших масштабов тянет за два десятка тысяч?

— А есть конструкторы отечественного производства? — пытаюсь выяснить я у продавца.
— Все, что есть, там… — дама машет рукой в сторону вывески «Игрушки для мальчиков».

Там — это на витрине. Начинаю изучать коробки и оторопь берет: мумии, скелеты, монстры, динозавры, жутковатые роботы из «Звездных войн». Такое приснится — не всякий проснется. Кто и зачем придумывает таких монстров, чему они должны научить, что развить?

Кто-то скажет: ну вот, разохалась мамаша из-за ерунды. Да вот не ерунда это. Доказано: от того, какие игрушки окружали ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет. К такому выводу пришел еще германский канцлер Отто фон Бисмарк и приказал выпустить по государственному заказу игрушечные корабли, лодки, матросов... И что бы вы думали? Через 15 лет каждый второй мальчик, выросший на этих игрушках, пошел в моряки. Страшно даже подумать, что вырастет из ребенка, с детства раскапывающего гробницу с мумией. Вряд ли археолог. 

Справедливости ради должна сказать, что увиденное мною — это еще цветочки. Читала, что на международной выставке в Нью-Йорке был представлен набор игрушек-инопланетян. В рекламном буклете написано: «Новые игрушки позволяют детишкам, любящим острые ощущения, игрушечными ножницами вспороть брюхо посланца внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на свет его внутренности: селезенку, желудок, печень и т.д.». Эта детка кем вырастет? Хирургом?

Подарки для папы

Но оставим пособия для малолетних маньяков, перейдем к машинкам. Помню, как я завидовала соседскому мальчишке, у которого были почти настоящие «жигули». Иногда он давал мне залезть в это металлическое чудо, я нажимала на педали, и машина ехала. Хочется быстрее — работай ногами. Нагрузка, помнится, была — мало не покажется. Есть и сейчас подобные конструкции. Только развивают они не силу ног, а работу электросчетчика, поскольку в движение их приводят не ребячьи мускулы, а аккумулятор, который подзаряжается от розетки. 

А вот еще чудо техники — радиоуправляемые машинки. Ползание на коленках с самосвальчиком в руках под собственное «ж-жжжж» осталось в далеком прошлом. Сейчас вообще ничего не надо делать: машинка сама едет, моргает фарами, открывает двери, только знай на кнопки жми. Или любимый атрибут мальчишек — «меч — голова с плеч»: нынешний только взмахни — сам издает лязганье и грохот, не нужно даже напрягать фантазию.

Есть в продаже и игрушечные наборы различных инструментов: детские верстаки с электрическими отвертками, наборы строительной и автомобильной техники. Это, по сути, даже и не игрушки вовсе: ведь игра — это не тренировка навыков, а постижение смыслов человеческих отношений. В игре любая палочка может стать инструментом: и пилой, и отверткой, и дрелью. Навыки же лучше отрабатывать в работе с настоящими инструментами. Стоит ли говорить, что все эти чудеса изготовлены в Китае, Гонконге и на Тайване. 

Наконец, добрались до конструкторов. Обходим «Лего» стороной и видим знакомый с детства набор. Металлические пластины, шурупы, гайки, отвертка, ключ и безграничный простор для фантазии. Хочешь — танк собирай, хочешь — велосипед или космический корабль. Производитель отечественный, материалы безвредные, цена доступная, и есть шанс, что мальчик научится творить, выдумывать, а не следовать заготовленным лекалам. 

Среди моделей танков, кораблей и прочей техники в мелком масштабе, которую надо собрать и склеить самому, выделяется подмосковная фирма «Звезда». Советский стратегический бомбардировщик «Ту-95» соседствует с немецким пулеметом «МГ-34». Здесь есть солдаты всех армий и родов войск. Каждый набор сопровождается исторической справкой. Хочешь, не хочешь, а думать надо, иначе игрушка не получится такой, какой ее задумали. Работает мелкая моторика, концентрируется внимание, развивается точность движений. Еще один плюс: самому ребенку сложно справиться с изготовлением этой модели, значит, не обойтись без папы — будет чем ему заняться в новогодние праздники. Почти как в анекдоте. Два мужика разговаривают.

— Ты кого больше хочешь, мальчика или девочку?
— Мальчика.

— А почему?
— Вертолет хочу радиоуправляемый. 

Кукла Маша, кукла Даша…

Иду в другой магазин и сразу направляюсь в девчачий отдел. Вот он, источник женских комплексов. Длинные ноги, высокая грудь, осиная талия, шикарные волосы и белозубая улыбка — все девочки хотят стать такими же, как Барби, все женщины переживают, что не такими стали. Глядя на замки, лошадей, машины, красивого, подтянутого Кена, девочка понимает: а жизнь-то у мамы не удалась! Нет среди Барби учительниц, библиотекарей, работников хосписов и младших научных сотрудников. 

После многолетней Барби-мании мы имеем проблемы с девочками-подростками, помешавшимися на пропорциях этой куклы. В итоге — здравствуй, анорексия! Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби — куклы Синди — к типу в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.

Однако вне конкуренции — обычный пупс. Стоит, правда, прилично, но похож на живого до безобразия. Реагирует на движения хозяев и чуть что — плачет, требует, чтобы «кормили», «поили», «укачивали». Когда засыпает — дышит как паровоз, гулит (правда, по-китайски, игрушка-то не наша), плачет. Затея понятна: воспитываем будущую маму. Но знакомые родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены по-тихому ее спрятать: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок, повинуясь материнскому инстинкту, рвался «укачивать младенца». А через месяц кукла наполовину прикрыла глазки и «зависла» в таком состоянии. Результат — невроз. И у ребенка, и у родителей.

К дорогим куклам требуется еще и вся домашняя «инфраструктура» — девочка ведь будущая хозяйка. Печь микроволновая игрушечная — 2300 рэ, миксер — 1800, тостер — 860... Моя бытовая техника стоит примерно столько же.

О бедном медведе замолвите слово 

Девочки должны быть не только домовитыми, но еще добрыми и ласковыми. Что как не плюшевая кошка или собака поспособствует этому? Иду в отдел мягкой игрушки. Ой, а кто это кислотного оранжевого цвета, бесформенно-округлый и с выпученными глазами? В жизни не догадаетесь… Это чудище — ворона! 

Нет, есть, конечно, очень натуральные котики. Сторожевые собаки. Не зеленые или фиолетовые, а обычные рыжие лисы. Но есть и неизвестной породы звери, рожденные явно где-то в районе Чернобыля. Как, например, белая, лохматая — шерсть более 10 см — лягушка.

В детстве моей самой любимой игрушкой был цигейковый медведь. Он достался мне по наследству от дяди, родившегося еще задолго до войны. Игрушка была затискана несколькими поколениями советских детей. Сейчас медведи тоже в тренде, Но другие — американские Тедди. Мало того что они в каждом магазине, так на прошлой неделе в течение трех дней в Москве, на Тишинке, шла специализированная выставка. 

Если кто не в курсе, свое имя этот плюшевый мишка получил не от кого иного, как от президента США Теодора Рузвельта. Однажды он наведался в штат Миссисипи. Челядь захотела сделать приятное: нашли где-то медвежонка и привязали его к дереву. Президенту оставалось только выстрелить. Конечно, Рузвельт этого не сделал и отпустил несчастное животное. Через несколько дней в одной из газет был опубликован дружеский шарж с медвежонком и президентом. Газета попала на глаза владельцам магазина игрушек в Нью-Йорке. Они и придумали плюшевого мишку, который получил имя Тедди (сокращенно от Теодор) и мгновенно завоевал популярность. Позже мишка-тезка стал талисманом американского президента и помог ему выиграть второй раз на президентских выборах.

А отечественных медведей, таких как был у меня, в магазинах нет. Пришлось на Тишинке брать русский хенд-мейд американской игрушки.

Кубик и соломка

Практически во всех культурах существует традиция подвешивать над кроватями младенцев различные игрушки. Они качаются, тихо шелестят, отражают солнечные лучи. Есть поверье, что они отпугивают злых духов. Да и малышу не скучно. Изготовить традиционную куклу-оберег не проблема: в магазинах есть наборы белорусского производства. Все бы ничего, кроме цены: за несколько лоскутков — 850 рублей.  

Кстати, приверженцы модной сегодня в России вальдорфской педагогики говорят, что наибольшую пользу ребенку приносят игрушки, сделанные из натуральных материалов: дерева, шерсти, соломы и т.д. Они безопасны для здоровья и приближают к природе. 

Многие педагоги и родители без подсказки исследователей знают, что часто дорогая новая игрушка из магазина уступает в борьбе за внимание ребенка простым стеклышкам или камешкам, деревянным брускам или неизвестного происхождения металлическим предметам, обломкам старой посуды или кускам поролона. Но этого добра можно набрать и дома, как и лоскутов для берегини. Остановила я свой выбор на кубиках Зайцева — пособие для обучения ребенка чтению с раннего возраста (1134 руб.).

Интересны и кубики Никитина — «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб». Они способствуют развитию пространственного мышления, творческих и умственных способностей ребенка.

Маде ин не Раша

Сегодня выпуском игрушек в России занимается около 250 предприятий, порой даже вовсе не «игрушечного» профиля, как, например, Санкт-Петербургский завод прецизионного станкостроения. Но наши производители сильно отстают из-за отсутствия главного двигателя торговли — рекламы. На Западе этот двигатель работает шустро: в широком прокате прошел фильм про «людей-пауков», появились ролики на телевидении — тут же и игрушки подтянулись на прилавки, и полотенца, и мороженое с человеко-паучьими изображениями. Посмотрев кино, ребенок, конечно же, потребует купить ему весь этот набор. 

А про наши игрушки никто и не знает. Между тем есть чем похвалиться. Например, российские производители наиболее сильны в изготовлении деревянных потех для детей от двух до пяти лет. При этом отечественный производитель, не уступая в качестве, дает возможность сэкономить.

 Кроме того, российские конструкторы порой эстетичнее и интеллектуальнее, чем зарубежные. Но лежат они в самых дальних углах магазинов: их не спрашивают — потому что про них никто не знает. А раз не спрашивают, то и торговля их не заказывает. Круг замкнулся. В итоге на прилавках из отечественной продукции лишь пара конструкторов (металлический и пластмассовый), несколько настольных игр, в том числе из дерева, набор для рукоделия, глина для лепки (да-да, просто глина — 185 рэ) и кукла — одна, но очень страшная!  

Сколько замечательных цацек, бирюлек и забав не дошло до прилавков, не поддается учету. Обидно: стоит только к отечественной разработке приделать заграничные ноги, дело тут же идет на лад. Показателен случай с придуманной в России игрой «Мастер-шар». Идея полуконструктора-полумозаики понравилась некоему иностранцу, тот выкупил права, разрекламировал, и сейчас игра успешно продается по всему миру, в том числе и у нас. На упаковке проставлены реквизиты зарубежного производителя, а на вкладыше по-прежнему изобретателями и изготовителями значатся россияне. Все по-честному.

Не навреди!

У российских игрушек есть два главных отличительных признака. Первый — они не травмируют психику ребенка, у наших мастеров рука не поднимется штамповать монстров и вампиров. И второй — в отличие от импортных они не наносят вреда физическому здоровью ребенка, безвредные технологии и трепетное отношение к чистоте материалов остались у наших производителей еще со времен СССР, когда игрушки делались строго по ГОСТу. 

Действующее законодательство и сейчас обязывает изготовителей товаров для детей проводить сертификацию своей продукции. Поэтому для производства и дальнейшей реализации игрушки нужно обязательно получить санитарно-эпидемиологическое заключение.

Товары для детей проходят строжайший контроль в специализированных лабораториях на соответствие санитарно-химическим, физическим и токсикологическим показателям. Только после этого производителю или фирме-импортеру выдается удостоверение о гигиенической регистрации и сертификат соответствия. Наличие этих документов является единственной гарантией того, что вы приобрели безопасную для ребенка игрушку или одежду. 

— Даже если у ребенка нет аллергии, к выбору игрушек следует подойти очень внимательно, — предупреждает врач-аллерголог Мария Сухотина. — Игрушки быстро становятся рассадником бактерий, особенно те, которые нельзя мыть, например, всякие плюшевые зверушки — это серьезная проблема для младенцев, имеющих обыкновение все засовывать в рот. Поэтому возьмите за непреложное правило регулярно обрабатывать и стирать все игрушки, которыми пользуется ваш малыш. Обратите внимание на покрытие — в краске могут содержаться вредные вещества, в том числе формальдегид — прямой виновник аллергических заболеваний.

Разумеется, не все родители — химики, но способ первичной проверки прост. Вредный формальдегид имеет резкий неприятный запах. Так что не только рассматривайте игрушку, но и обнюхайте ее хорошенько. А лучше — попросите предъявить сертификат соответствия. 

Еще совет: не дарите, особенно малышам, игрушки, которые могут сломаться и рассыпаться. Проглотит обломок — замучаетесь доставать, врачи «скорой помощи» знают немало таких историй. Глазки у мишек, собачек и белочек и другие детали мягких игрушек необходимо заранее проверить на прочность, чтобы ребенок не смог их оторвать. 

Не следует увлекаться и «шумелками» — «почти как настоящие» бабахающие пистолеты или модели самолетов и машин с ревущими моторами способны повредить слух ребенка. 

— Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные, — подытоживает врач.

Что купить малышу

— Приобретение каждой игрушки должно быть обосновано ее функциональной направленностью, — погружает нас в научные глубины кандидат психологических наук Алина Метелева. — Игрушки призваны развивать у ребенка сообразительность, внимание, логическое мышление. Они могут даже помочь справиться с некоторыми проблемами в развитии. Кстати, надоевшие, старые игрушки можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. Когда вы их достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».


Назад в СССР

Исстари «столицей игрушек» называли подмосковный Сергиев Посад — кстати, именно его считают родиной матрешки. Вокруг Троице-Сергиевой лавры с давних времен селились мастера-игрушечники. Считается, что даже сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, баловался изготовлением ярких деревянных лошадок — это традиционный промысел, которым прославились сергиево-посадские ремесленники. В окрестных селах процветало изготовление матрешек, а в деревне Богородское до сих пор режут деревянных медведей и кузнецов.

Однако сейчас игрушечный бизнес переживает нелегкие времена. Бывшая фабрика игрушки №1 стала акционерным обществом и перебивается случайными заказами. Другая фабрика потеряла заказы и выпускает теперь пластиковые тазы. Бывший Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки акционировали и теперь сдают помещения в аренду — а это вам не игрушки...

«Забавный» бизнес пытаются возродить энтузиасты-частники, но массового производства, которое было раньше, наладить уже не получается.

Расцветом игрушечной промышленности специалисты считают 50-е годы — продукция тех лет сохранилась в местном Музее игрушки. Тогда в отрасли работали великие художники, были талантливые мастерицы, целый институт разрабатывал образцы, которые тиражировались на более чем тысяче фабрик по всей стране. Если взять в ладони игрушку тех времен, можно почувствовать особую теплоту, позитивную ауру добрых рук, изготовивших ее. Музей игрушки — самое подходящее место, чтобы серьезно задуматься, во что играют наши дети.