Хранители детства

17.11.2017

Денис СУТЫКА

Фото: Полина Забавина

Легендарный «Союзмультфильм» сменил адрес прописки. Киностудия переехала на улицу Академика Королева и теперь соседствует с телецентром «Останкино». Корреспондент «Культуры» одним из первых поздравил новоселов, посмотрел, как создают кукольное кино «Гофманиада», и пообщался с новым директором студии Борисом Машковцевым.

Сотрудники «Союзмультфильма» обживают новое здание. Идет ремонт: гвалт, шум, строители доводят помещение до ума. При этом даже в таких условиях специалисты продолжают работу. В одном из кабинетов замечаю, как мультипликаторы вносят последние штрихи в кукольную «Гофманиаду». По соседству с аниматорами менеджер сектора культурных проектов Ольга Протасова формирует выставку из коллекции «Союзмультфильма». Многие куклы еще упакованы в специальные кофры, но некоторые уже вальяжно расположились на стеклянных полках. Тут вам и герои «Ну, погоди!», и козленок, который «всех посчитал», и крокодил Гена с Чебурашкой. Встречаются и долгожители — куклы из «Небесного созданья», «Машеньки и медведя» и, конечно же, «Колобка». 

Фото: Полина ЗабавинаПервые поклонники этих сказочных персонажей давно стали бабушками и дедушками. По словам Протасовой, условия хранения на «Союзмультфильме» не хуже, чем в лучших музеях мира. Прежде студия располагалась на Долгоруковской улице в здании бывшего храма Николая Чудотворца, где толщина стен позволяла сохранить коллекцию без особых затрат. Получается, что церковь сберегла наше детство. Сегодня за это отвечают уже сами сотрудники «Союзмультфильма». «При переезде очень боялись, что коллекция может пострадать, — рассказывает одна из сотрудниц музея. — Но грузчики уверили: «Не переживайте. Мы же понимаем, что везем». И не обманули. Все экспонаты были доставлены в целости и сохранности».

В другом зале специалисты монтируют экспозицию «Гофманиады». Куклы сложены в коробки, а вот декорации, выполненные Михаилом Шемякиным, уже установлены. Если приглядеться, то на них можно заметить массу маленьких дырочек. Эти «многоточия» появились по ходу работы над фильмом. Дело в том, что во время съемок куклы крепятся при помощи гвоздей, а стало быть, каждый их шаг оставляет след. Благодаря этому любой зритель сможет узнать, как путешествовали герои Гофмана.


Борис Машковцев: «В ближайшее время определимся с составом актеров для нового «Простоквашино»

культура: В каком направлении сегодня работает «Союзмультфильм»?

Фото: Полина Забавина

Машковцев: Сейчас наша задача вписаться в рыночную модель. Для того чтобы мы могли полноценно трудиться, нужно запустить собственное производство. Это откроет новые рынки, привлечет дополнительное финансирование. Кроме того, на «Союзмультфильме» появится технопарк — специальная экономическая зона для других студий, которые смогут получить здесь налоговые льготы, преференции, оборудование.

культура: Как обстоят дела с материально-технической базой?
Машковцев: Она создается заново. За последнее время технологии радикально изменились. На протяжении всего постсоветского времени «Союзмульфильм» делал короткометражное кино, которое не требовало конвейерного производства. Сейчас же мы пытаемся выстроить индустрию.

культура: А специалистов достаточно? Есть ли у нас сегодня учебные заведения, готовящие мультипликаторов?
Машковцев: Действительно, нехватка кадров ощущается. Конечно, есть заведения, обучающие ребят по нашему профилю, но там пока по разным причинам не могут воспитать готовых специалистов. К примеру, ВГИК растит постановщиков — людей, руководящих производством, но сегодня основная потребность в специалистах среднего звена. Государственные колледжи хорошо отбирают абитуриентов, но не чувствуют трендов современной анимации. В частных школах наоборот: технически готовят верно, но есть проблемы с отбором. Таким образом, на выходе мы получаем людей, у которых хорошие технические знания, но пробелы в художественной части. Либо тех, кто недотягивает технически. Приходится доучивать самим, а это занимает немало времени. Сейчас на «Союзмультфильме» мы запускаем курсы повышения квалификации, которые позволили бы решить кадровую проблему.

Фото: Полина Забавинакультура: Сегодня дети смотрят нашу анимацию или их увлекает американские, европейские, японские ленты?
Машковцев: Мне кажется, детям все равно, где сделан мультфильм. Для них главное, чтобы он отвечал их представлениям о реальности. Конечно, родители, знакомя детей с мультипликацией, начинают с того, что нравится им самим. Они делятся своим опытом детских переживаний, на этом строится коммуникация между поколениями. Если не пользоваться таким механизмом, то, на мой взгляд, можно многое потерять. Я сам очень люблю «Чебурашку», «Золотую антилопу», «Маугли», «Сказку сказок», «Варежку» и «Винни Пуха».  

Однако, придумывая кино, мы стараемся ставить себя на место наших маленьких зрителей. Интуитивно понять, что сегодня им интересно, что бы мы сами хотели увидеть, будучи детьми. Однако нельзя слепо следовать за аудиторией. Очень важно, чтобы не художник шел за зрителем, а наоборот. Нужно немного тянуть людей вверх по культурной лестнице. При этом нельзя впадать и в другую крайность. Бывает, аниматоры делают продукт без оглядки на зрителя. Когда речь идет о фестивальном продукте, этот подход оправдан. Но если мы говорим о массовом кино, то нужно все-таки помнить, что в первую очередь мы работаем для зрителя.

культура: Что Вас радует в современной мультипликации, а что расстраивает?
Машковцев: Радует то, что ее стало больше. Для человека, который работает в индустрии 11 лет, отрадно видеть, что мультипликация развивается. Анимация продолжает идти своим путем. Еще несколько лет назад я опасался, что компьютерная графика затмит все остальные виды анимации. Теперь понимаю, что каждое направление жизнеспособно. Более того, появляются прекрасные возможности симбиоза.

Печалит другое. Действуя в жестких условиях рынка, нам порой приходится жертвовать качеством. Причем это не только наша проблема, таков общемировой тренд.

Фото: Полина Забавинакультура: Когда мы, наконец, увидим вашу «Гофманиаду»?
Машковцев: Это полнометражный кукольный проект, который создавался около 10 лет. Он уже полностью готов. Планируем показать его зимой. Сейчас мы работаем над тем, чтобы картина попала на крупные зарубежные смотры. Кино получилось очень эстетское, авторское. «Гофманиада» — уникальный для России опыт полнометражной кукольной анимации. Режиссером проекта выступил один из классиков «Союзмультфильма» Станислав Соколов.

культура: Заметил, что вы уже оформляете и музей.
Машковцев: Да, у нас открывается музей артефактов «Союзмультфильма». Он будет заполнен куклами и эскизами из нашей продукции разных лет. Зрители увидят, как развивалась детская киностудия на протяжении всех 80 лет ее существования. Будут представлены три основных направления: рисованная анимация, кукольная и экспериментальная. А еще запустим детский центр, где малыши будут учиться создавать собственные мультфильмы.

культура: Все обсуждают продолжение «Простоквашино». На какой стадии находится проект?
Машковцев: Летом приступили к съемкам. В начале следующего года должна появиться первая серия. В ближайшее время определимся с составом актеров. Мы пока не решили, как лучше представить проект зрителю — показать первую работу или подождать, пока с конвейера сойдет несколько серий. Фактически это первый проект, на котором мы выстраиваем новую техническую базу. 



Фото на анонсе: Полина Забавина

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть