Гав-гав, полет нормальный!

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

12.10.2013

ле приурочена к запуску Советским Союзом первого искусственного спутника Земли. С этого и началась космическая эра землян.

Кстати, и знаменитый монумент «Покорителям космоса», в цокольной части которого находится музей, открыли, чтобы увековечить то памятное событие 1957 года — первую победу СССР в космосе. На открытии памятника присутствовали руководители страны и космических дел мастера. Среди них, естественно, и Сергей Королев, предложивший облицевать обелиск титановыми листами — материалом, использующимся в ракетостроении. Ему же — Королеву — принадлежала идея создать Музей космонавтики. Правда, открыли его лишь в 81-м — спустя 15 лет после смерти конструктора. Новый памятник ему с недавних пор стоит неподалеку — на Аллее Космонавтов.

Что до виновника событий — первого искусственного спутника — теперь он красуется в историческом зале музея. Тут же и его разобранная версия. Все это, конечно, копии. Зато Белка со Стрелкой настоящие — вернее, их чучела. «Не волнуйтесь, они умерли своей смертью», — успокаивают меня. Свою собачью жизнь знаменитая пара доживала в московском зоопарке — на радость посетителям. А теперь их удивленные мордочки можно видеть на ВВЦ. Сохранился и контейнер, в котором летали лающие космонавты. Один бок у него помят — следствие радостной встречи с Землей. Вместе с Белкой и Стрелкой космос осваивала и прочая живность — мыши, крысы, мухи. В полет отправились даже водоросли. Но имена этих героев история не сохранила. Впрочем, как и чучела...

Рядом с четвероногими покорителями неба — скафандр пионера-космонавта. Вот только облачение Гагарина не полетное, «боевое», а тренировочное. Но главное — подлинное. Миниатюрная экипировка выдает рост Юрия Алексеевича — 162 сантиметра от Земли. Крупных мужчин не берут в космонавты. Женщин тоже.

Плеяду «самых первых» продолжают экспонаты, связанные с Алексеем Леоновым. Здесь скафандр, в котором он впервые в истории шагнул в неизвестность — в открытый космос то есть. Называется облачение «Беркут». С него и началась традиция давать скафандрам птичьи имена. В соседних залах красуются «ястребы», «соколы», «орланы», «кречеты»... Даже нагрузочный костюм, и тот — «Пингвин». Хотя логичнее назвать «Удавом» — экипировка сдавливает со всех сторон. Чтобы распрямиться, надо напрячь все мышцы. Без тренировок покорителям космоса — никуда.

Леоновский «Беркут» соседствует со шлюзовой камерой «Волга» корабля «Восход-2». Из нее-то космонавт и шагнул неведомо куда. Тут же и аппарат — опять советский — первым достигший второй космической скорости. В переводе на более или менее человеческий язык — сумевший покинуть околоземную орбиту и выйти на межпланетную трассу. Об этом-то и мечтали все ученые — не наматывать же вечно круги вокруг Земли.

Станция, впервые отправившаяся к Венере, — тоже отечественное изобретение. Правда, главной темой Королева был все-таки Марс — для полета к нему и хотели сначала сконструировать аппарат. И запустили перед стартом станции «Венера-1». Вот только он так и не смог преодолеть околоземную орбиту. Наши газеты тогда писали, что успешно запущен «тяжелый спутник Земли». Стало ли от этого легче Королеву, неизвестно. Как бы то ни было, но станцию к Красной планете все равно отправили — правда, спустя год после «Венеры-1». Кстати, первый космический аппарат, совершивший мягкую посадку на Марс, — тоже гордость СССР. В состав станции входил и марсоход. Правда, через 15 секунд после начала передачи информации, сигнал пропал. С тех пор Советский Союз так и не смог запустить аппарат на Марс. Россия тоже не может этим похвастаться. Следы былых амбиций теперь только в Музее космонавтики, да на снимках НАСА, запечатлевших остатки аппарата на Красной планете.

Рядом с макетом марсианской станции — советский скафандр, предназначенный для прогулок лунной походкой по поверхности спутника Земли. Костюм, как известно, так и не пригодился — программу по освоению объекта свернули, потому что американцы добрались туда первыми. Логика космическо-политической гонки была проста — зачем лететь туда, где побывали конкуренты, а говоря без обиняков, враги? Экспедиции США высаживались на поверхность астрономического объекта 6 раз. Россия собирается начать полеты к спутнику Земли в 2016-м. Несколько дней назад в музее появился новый экспонат — макет станции, которую отправят на Луну. Если раньше садились куда угодно, только не на полюс, то теперь именно на него и «прилунится» аппарат. Просто на лунных полюсах обнаружены залежи льда — может быть, когда-нибудь при «колонизации» нашего любимого спутника туда хоть воду не придется возить.

Наибольшей симпатией посетителей пользуется полноразмерный макет базового блока станции «Мир». Кстати, это не просто музейный экспонат — здесь тренировались космонавты. Войдя внутрь, обнаружите вертикальное место для сна — какая разница, как отдыхать в условиях невесомости? Тут и санузел, и беговая дорожка — обитатели станции занимаются на ней до седьмого пота, иначе мышцы атрофируются. Посередине — специальный стол и космические стулья: на них можно сидеть, не боясь улететь. Космонавты (в том числе и директор музея Герой России Александр Лазуткин) обычно здесь улыбаются и утверждают: как будто «дома побывали» — в космосе то есть.

Чем питаются в невесомости, как моются (без душа), лечатся, что надевают, какое лакомство больше котируется — бытовая сторона вопроса волнует граждан сильнее всего. Особенно детей. Они готовы часами разглядывать медицинские инструменты, тюбики с едой, холодильники, простые (но побывавшие в космосе) шорты да майки... Говорят, однажды экскурсия длилась семь часов — осмотреть все почти нереально. В итоге группу школьников случайно закрыли в музее охранники. Когда их освободили, разочарованию не было предела — куда веселее провести ночь среди ракет. К тому же под землей — там-то и находится музей. Чтобы не портить монумент «Покорителям космоса», экспозиционные пространства расположили под ним. Но и отсюда можно дотянуться до звезд.