Свидание Запада с Востоком

Елена ФЕДОРЕНКО

05.07.2013

Эту самобытную труппу Россия открыла благодаря Дирекции международных программ и Фонду культуры. 

Глава Дирекции Татьяна Шумова рассказала, как впервые увидела спектакли французского хореографа Эрве Куби в Канне и загорелась идеей показать соотечественникам балансирующий на грани физических возможностей человеческого тела танец. Презентация в России состоялась в 2011-м — спектакль «Свидание с Африкой» увидели не только в столице, но и в русской провинции. Жителей Ельца и Липецка, как и москвичей, труппа Эрве Куби привела в восторг. Теперь новая гастроль с новой работой — под названием «Чем день обязан ночи».

Эрве Куби — алжирец по национальности, а по рождению и воспитанию истинный француз, моложавый и обходительный. К тому же он — послушный сын: по настоянию родителей стал доктором фармакологии и только потом начал заниматься тем, к чему стремился, — танцем. Блестяще окончил факультет хореографии в Марселе и прошел курс в Международном центре танца Розеллы Хигтауэр в Канне. Совершенствовал мастерство в разных европейских компаниях, пока не создал собственную хореографическую труппу — ровесницу тысячелетия. На Западе театральные работы Куби, созданные в разных стилях и с разными исполнителями, хорошо известны.

В спектакле «Чем день обязан ночи» заняты алжирские танцовщики. На кастинг поспешили 250 человек, из них выбрали 12 виртуозов, по преимуществу мастеров хип-хопа. Спектакль включает элементы этой молодежной культуры, в целом же язык хореографа — смесь акробатики, гимнастики, брейк-данса, танца модерн и медитации.

Необалет поставлен по одноименному роману Ясмины Хадры. За женским псевдонимом «спрятался» алжирец Мохаммед Мулессегуль — профессиональный военный, выступающий за свободу своей страны. История героев вплетена в атмосферу военных лет, в романе немало описаний конкретных событий, автор исследует возможности человеческого разума в мире надтреснутого социума, а герой совершает путешествие из Алжира во Францию. Для хореографа литературный первоисточник — только повод для вдохновения. Да и путешествует Эрве в обратном направлении: «Я, конечно, француз. Но в определенном возрасте, совсем не в раннем, вспомнил все, что рассказывали дедушка и бабушка, о чем вспоминали родители. И меня потянуло из Франции в Алжир, к своим корням, традициям, праистокам». Секрет обаяния спектакля не только в экзотической смеси Востока и Запада. Куби берет в плен сдержанной философией, мужским отношением к теме, утонченной печалью и темпераментом без фальши. Для чего ему и понадобились алжирские танцовщики. Встретились Восток и Запад и в музыке: молитвенные мусульманские мелодии и строгие формулы Баха.

Для Куби Алжир — своеобразный «ориентализм», символика и экзотика, а еще — тонкое мироощущение. Он создает живописное полотно, где прорисованы все движения и жесты, а мизансцены словно вышиты по канве переданных предками воспоминаний. Сумасшедшие перебросы тел, безудержные вращения на голове и руках, полетные прыжки вопреки силе земного притяжения сменяются мгновениями статики, тихими замираниями и созерцательными паузами. Затаенная страсть и нераскрытая тайна играют друг с другом.

Лазурный берег Франции и Алжир для хореографа имеют общую рифму — Средиземноморье. Прекрасное и безграничное, чувственное и жаркое, с плеском волн и трелями птиц. Взлетают полукружья широченных белых брюк в таинственном полумраке — и рождается образ древнего ритуала. Ломаные зигзаги застывших в неподвижности мужских спин передают образ песчано-каменистой пустыни. Спектакль навевает волшебный сон о стране с незнакомыми запахами и золотыми пейзажами. Зрелище незабываемо, и надо увидеть его хотя бы раз. Но труппа пробыла в Москве только день — потом снова Париж, где график расписан по часам и минутам, да и приближается Рамадан со строгими воздержаниями и молитвами. 

Сцены из спектакля «Чем день обязан ночи»