Идем смотреть «Поддубного»

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

29.07.2014

На Украине запретили фильм «Поддубный». Не выдали прокатное удостоверение. Логика, в общем, понятна. Титры вроде «Одесса, Херсонская губерния» или завывания парижского конферансье: «Запорожский казак, русский мужик Иван Поддубный!» — не могут радовать наших друзей и партнеров в Малороссии. Особенно учитывая, что все это святая правда — и про губернию, и про казака.

Поскольку нам с вами выпало большое человеческое счастье НЕ жить на Украине, настоятельно советую посмотреть «Поддубного», если пока вы этого сделать не успели. Фильм до сих пор в репертуаре кинотеатров — ближайший уикенд станет для него уже четвертым. Поддержите добротное отечественное кино — рублем в том числе. Изъятие одной из прокатных территорий, разумеется, ударит по бокс-офису.

«Поддубный» — картина несчастливой судьбы и весомых достоинств. Так бывает и с фильмами, и с людьми. Без особой любви, при дефиците внимания и заботы вырастает чистое золото.

Трейлер сделали такой, будто зрителя ожидает «Бой с тенью-3». Идти не хотелось, честно скажу. У режиссера Глеба Орлова за плечами единственная полнометражная работа — «Яйца судьбы»… «Стоит ли?» — думала. Наверняка те же «Яйца», вид сбоку.

Раскаялась в предубеждениях минуте к пятнадцатой. Спустя полчаса признала Поддубного-Пореченкова родным человеком. К финалу еле сдерживала ком в горле — полагаю, не я одна. Положим, Михаил Пореченков — большой драматический актер, это не новость. Оттого и не стал настоящей звездой блокбастеров: большие драматические — они для искушенной публики, их смаковать надо. Однако и работы второго плана, на которых проверяется постановщик, — будто в корзинку сложены: свеженькие, аппетитные, одна к одной. Даже Роман Мадянов, ломающий пятьдесят восьмого в своей фильмографии злодея, разыгрался у Орлова переливчато, с обертонами — гораздо богаче, чем в «Левиафане». Все-таки хорошо, когда у режиссера есть «Яйца» — хотя бы в творческом анамнезе…

Крепкий сценарий Юрия Короткова, сочный операторский взгляд Влада Опельянца, давно изъятый из оборота и возрожденный герой… Все это стало достоянием широкой публики через мучительную паузу — готовый фильм пролежал невостребованным больше года. Впрочем, трудная судьба не перестает быть судьбой — то бишь промыслом. Возможно, «Поддубному» и следовало выйти на экраны именно сейчас. Когда отношение Ивана Максимовича к европейцам, а особенно — к американцам, стало для нас предельно понятным. Ну и имперский контекст — вспомните Херсонскую губернию — нынче актуален как никогда.

Лежание на полке в случае «Поддубного» — разновидность лежания на печи. Жанрово это былина. Фильм Орлова уступает «Легенде № 17», но вполне сопоставим с ней (не зря и «Поддубного» стащила с полки, довела до проката студия «ТРИТЭ»). Принципиальное различие: «Легенда» демонстрирует процесс становления личности, Харламов формируется, обтесывается, закаляется у нас на глазах. А Поддубный — это готовый слепок русского характера, каким мы представляем его в идеале. С душевной чистотой, обостренным чувством справедливости и великой наивностью. Богатырь без страха и упрека.

Единственный обидный прокол «Поддубного» — финальный титр про миллионы долларов, до сих пор хранящиеся на счету Чемпиона чемпионов в американском банке. Ну кто же так точку ставит? Не в ентом дело, барон, не про доллары кино.

Роднит «Поддубного» с «Легендой» главное: после обоих фильмов жить хочется. Причем — правильнее, благороднее и мудрее, чем ты жил до начала сеанса. Деятели культуры то и дело забывают, что основной производимый ими продукт — эмоции. Собственно, вся мировая культура и есть гигантский эмоциональный опыт. Овладеть которым необходимо, чтобы остаться человеком при любых обстоятельствах. Познать сценарии, сюжеты, типажи — и не задохнуться страхом, не захлебнуться эгоизмом, когда встретишь подобное в собственной жизни.

С прокатом «Поддубного» совпала важная политическая новость: президент предложил правительству развить и расширить госпрограмму патриотического воспитания. Учитывая, что поручения даны по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям и отдельным пунктом расписана борьба «с возрождением нацистской идеологии», можно сразу сделать вывод, кого в современной России признают подлинным патриотом.

Патриот — это не тот, кто ненавидит чужое. Патриот — тот, кто любит свое. Как любил свое — землю, дело, женщину — Поддубный. Как начинают любить свое — еще одну частичку своего — зрители «Поддубного».

О проблемах патриотического воспитания — подробно, честно, не спеша — поговорим в следующий раз. Вам пора в кино. И детей взять не забудьте.