Елена Ямпольская: «Культура — это пространство красивых решений»

02.12.2016

В Санкт-Петербурге под председательством президента России Владимира Путина прошло совместное заседание Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку. На заседании выступила член президиума президентского Совета по культуре и искусству, заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Елена Ямпольская.

Между культурой и государством не может быть антагонизма. У них общие задачи.

Нет государства без культуры, нет культуры без государства. Пока мы не осознаем, не примем сердцем эту взаимосвязь, страдающей стороной всегда будут люди. Наши сограждане, которые сегодня, как никогда, нуждаются в утешении со стороны культуры.

У этого «как никогда» есть и объективные, всем понятные причины, которые в данный момент усложняют нашу жизнь, зато делают честь нашей стране и работают на ее будущее. И, увы, причины субъективные — ибо на протяжении многих лет людям внушали: купи себе счастье новой модели, купи счастье с бОльшим количеством пикселей или лошадиных сил, а прежнее счастье сдай нам на утилизацию. И вот, когда потребление стало менее доступным, выяснилось, что рецепторы для восприятия других видов счастья несколько притупились. Восстановить эти рецепторы, напомнить человеку о простых и вечных источниках радости, не связанных напрямую с количеством денег в кармане, способна только культура. Мне кажется, в интересах государства — чтобы она эту миссию выполнила.

Помните, в «Войне и мире» Толстой пытается вычислить таинственный “икс”, который обеспечивает армии победу при столкновении с равными или даже превосходящими силами противника? И он находит этот «икс» — дух войска. Дух народа — вот что помогало нам выходить победителями из любых испытаний. Поможет и сейчас, если мы о нем позаботимся.

А из чего складывается этот дух? На первый взгляд, из «мелочей».

Вы ведь знаете, каким образом зачастую проводит выходные среднестатистическая семья в крупном российском городе. Едет в большой магазин, так называемый мегамолл, смотрит в мультиплексе новое кино — в абсолютном большинстве случаев американское, покупает ребенку очередную игрушку, сделанную в Гонконге и изображающую какого-нибудь заокеанского монстра, а потом обедает в фаст-фуде — под американской, канадской, австралийской, в лучшем случае — ориентальной вывеской. А ведь детство — это время, когда в душе человека запечатлевается образ Родины. И каким же будет этот образ?

Культура не локализована исключительно в театрах, музеях и филармониях. Культура — все, что формирует душу человеческую. А значит, нужны свои, отечественные игрушки, в том числе — компьютерные игры, мультики, фильмы, книги, музыка, спортивные и туристические программы, молодежные шоу, где участники не только валяются пузом кверху, переругиваясь с себе подобными, национальная справочная система — чтобы курсовые сдавать не по «Википедии», нужны свои праздники и увлекательные общие дела… И всего этого — родного — должно быть много. Чтобы было интересно жить.

Если в ответ на появление Pokemon Go мы будем лишь яростно проклинать бесовщину, то рискуем однажды оказаться очень скучной страной. Юное поколение всегда хочет создавать собственную реальность. Менять мир. Фантазировать. Мы в состоянии предложить им свои, национально ориентированные способы реализации этой потребности? Если да — покемонам здесь ловить нечего. И их ловить будет некому. Если нет — или недостаточно — какой смысл перекладывать нашу общую ответственность на несчастных покемонов?

Не буду сейчас говорить о финансировании. Все-таки главными ресурсами культуры во все времена остаются не деньги, а таланты и свежие художественные идеи. С идеями беда. Посмотрите, как мы эксплуатируем наше наследие. Не вдохновляемся на новые свершения, но хватаемся как за костыли, от беспомощности. Включаешь популярные телешоу и слышишь восторги: “Ах, как он похож на — Никулина, Миронова, Ива Монтана, Элвиса Пресли…” Однако и эти легендарные личности, и ныне здравствующие мэтры достигли высот в профессии именно в силу своей НЕпохожести, уникальности. Бесконечные сеансы “ксерокопирования” как раз и свидетельствуют о дефиците оригинальных идей.

Мы живем в эпоху аранжировок. Даже патриарху на юбилейном концерте исполняют “Здесь проходила, друзья, юность комсомольская моя”… Великое произведение Соловьева-Седого — о прекрасном городе, где мы сегодня находимся, но, согласитесь, каждому поводу — уместные песни. А где их взять?

Как депутат Государственной думы я уверена, что соавторами нового Закона о культуре должны стать прежде всего сами деятели и работники культурной отрасли. Однако не менее очевидно, что генерацию художественных идей нельзя обеспечить лишь в законодательном, а тем паче — в приказном, командном — порядке.

Вообще, недопустимы две крайние позиции. Первая — в адрес государства: дайте денег и отойдите! Вторая — в адрес деятелей культуры: мы выделяем вам средства из бюджета, будете делать, что мы скажем. Вести диалог в подобном тоне вульгарно. А культура — это пространство красивых решений. По-моему, приемлемую для всех формулу вывел когда-то поэт Максимилиан Волошин: «Социальный заказ принимаю, но требую, чтобы он был умен и талантлив. Заказчик тоже должен быть талантлив»…

Позиция: «мы не вмешиваемся, пока не нарушен уголовный кодекс», также видится мне неубедительной. Художник использует в качестве материала собственную душу, и одной презумпции невиновности ему недостаточно. Требуется еще презумпция любви. Доброжелательное, заинтересованное и компетентное партнерство со стороны государства может снять те досадные заусенцы, когда регулированием культурной сферы начинают заниматься добровольцы разного уровня адекватности.

Договор между культурой и обществом нам необходим, но я не вижу другого гаранта справедливого исполнения такого договора, кроме государства. Иначе всегда будет нарушено — либо право общества на глубокие смыслы и высшие ценности (без чего не бывает ни единства, ни развития страны), либо право художника на свободу творчества.

Как говорил великий русский живописец Брюллов — и его опять-таки любил цитировать Лев Николаевич: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». Та самая искра Божия, без которой костер остается грудой хвороста. Нам надо уметь угадывать эту искру.

Культура — это область тонких энергий. Надо чувствовать разницу между сознательным, злостным шкодником и тем, кто в луже под ногами пытается разглядеть отражение облаков. Это его способ видеть облака. Может быть, не лучший. Но для духовного здоровья общества опасно только полное отрицание неба. С остальным не надо бороться, это впустую потраченные силы.

Признаюсь, все чаще ловлю себя на том, что плАчу, когда пересматриваю советские фильмы. Особенно детские. Недавно застала на каком-то канале заключительную серию «Гостьи из будущего». Там, если помните, Алиса Селезнева прощается со своими одноклассниками из двадцатого века и говорит каждому: «Ты станешь великим поэтом. Ты — знаменитым художником, и твои выставки будут проходить не только на Земле, но и на Марсе и Венере. А ты будешь простым инженером — и изобретешь машину времени». Слушая все это, я ощутила, что у меня увлажняются глаза — как и сейчас… Нам повезло: те фильмы, которые пришлись на наше детство, давали представление о настоящей мечте. О том, к чему действительно надо стремиться в жизни. Да, никто из нас не изобрел пока машину времени, и вообще, не все оказались восприимчивы к образу прекрасного далека, однако во многих вот так — исподволь, из «мелочей» — формировался внутренний стержень. Наша задача — помочь формированию такого стержня у современных ребят. Которые не хуже, а во многом и лучше нас, тогдашних. Эта задача требует совокупности добрых воль, гармонии между культурой, обществом и государством. У нас нет права на обиды и дрязги. Мы обязаны научиться договариваться.



Стенограмма Совместного заседания Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (5)

  • alt

    Андрей 03.12.2016 14:39:38

    Елена Александровна спасибо за ваше трогательное и грустное выступление. Жаль видео нет.
  • alt

    Дмитрий Рощин 03.12.2016 15:56:16

    Искренне присоединяюсь к благодарности! Смотрел в прямом эфире. Ждём очень, когда можно будет посмотреть и послушать ещё раз. И надеемся и верим!
  • alt

    Юрий Манторов 04.12.2016 05:47:14

    Елена Ямпольская - наш депутат Госдумы! И как всегда, верно и мудро. Спасибо Вам, Елена Александровна.
  • alt

    Андрей Пархоменко 05.12.2016 10:35:27

    Как всегда – ярко, образно, содержательно. Однако, есть некая недосказанность. На мой взгляд, за рамками выступления остался тот факт, что культ стяжательства и безудержного потребления пришёл к нам вместе с возвращением революционных ценностей Февраля. Да, в 1991 году над Октябрём 1917-го произошёл реванш Февраля 1917-го. Мы убедились, что могло бы произойти со страной за последние сто лет, если бы победил Февраль. Не было бы великой Победы и прорыва в космос, не было бы Свиридова и Гаврилина, не было бы сегодня России…
    Я тоже с удовольствием пересматриваю советские фильмы, в том числе и «Гостью из будущего». Помните, каждая серия или начиналась, или оканчивалась песней с пронзительной мелодией и словами: «Прекрасное Далёко, не будь ко мне жестоко…»? Так вот, более жестокого будущего, чем «сляпали» мы за последние лет двадцать-двадцать пять, для наших детей и представить себе невозможно. Оттого и наворачиваются слёзы у «рождённых в СССР». Слёзы раскаяния и несбывшихся надежд.
    Все печальные явления нашей жизни, о которых говорит Елена Александровна Ямпольская, к сожалению, имеют социальную и идеологическую почву, «удобренную» после краха СССР в 1991 году. Исправлять ошибки всегда сложно, но необходимо (говорю это как учитель с тридцатилетним стажем). Работа над ошибками требует времени. У нас этого времени уже почти не осталось…
  • alt

    Пров 14.12.2016 22:35:24

    "...Я уверена, что соавторами нового Закона о культуре должны стать прежде всего сами деятели и работники культурной отрасли"
    -------------------------------------------------------------------------------------------------
    Это аксиома. Но как работает Госдума? Сначала избирают "хороших людей", которые затем подыскивают себе подходящий комитет в ГД. Конечно, находят, но не всегда. Полагаю, что основой политической системы государства следует сделать профессионально-политические союзы, создаваемые во всех сферах жизнедеятельности граждан: образование, наука, медицина, промышленность, строительство и т.д. В том числе деятелями культуры (искусство, литература, спорт и ...церковь, которую пора избавить от двусмысленного пребывания между небом и землей). Каждый политический союз приоритетно разрабатывает регламентирующие его сферу деятельности законопроекты, утверждаемые с обязательным учетом мнения других союзов в качестве законов государства. Это будет способствовать расширению "пространства красивых решений» в демократическом процессе - полное решение "цеховых" проблем возможно только при обладании политической властью.

    "Генерацию художественных идей нельзя обеспечить лишь в законодательном, а тем паче — в приказном порядке".
    --------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Огромные достижения советской культуры были возможны потому, что КПСС сначала создавала условия "мастерам культуры", а затем контролировала результаты творчества. Запрет выхода на большую аудиторию творческой неудачи обязателен - брак духовной продукции обходится обществу дороже, чем выпуск некачественного металла. Власть государства - это концентрация воли миллионов граждан, поэтому она имеет право на установление критериев оценки произведений культуры. И не надо самообмана (худшего вида обмана): пока проблемы материальные для большинства граждан важнее духовных: голодный зритель не пойдет в театр,а голодный режиссер - на репетицию. Плюс проблема, точнее, проблемище обеспечения обороноспособности страны (увы, постоянная для России). Поэтому иногда не худо и власть употребить и стать "приказчиком". Разве не является проблемой огромное количество мусора - бытового , рекламного, информационного, англоязычного, театрального, эстрадного и др., отравляющего природу и души человеческие? Почему для многих стала условным рефлексом привычка перевозить собственное туловище на 5-10-20 км в четырехместном танкоподобном и вдобавок иностранном автомобиле? А спокойная уверенность почтового начальничка при получении 95 млн. рублей премии? Конечно, государству лучше быть заказчиком - призывая, объясняя и
    стимулируя, но иногда запрещая и всегда соответствуя критерию М. Волошина.

Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть