Идет коза рогатая

Дарья ЕФРЕМОВА

17.02.2015

19 февраля Солнце входит в триста пятнадцатый градус тропического зодиака, а синяя деревянная Коза — в свои законные права. Впрочем, это там, в Китае. Наши люди поприветствовали тотемную скотинку, не дожидаясь формального повода. Хотя бы — капустным салатом за новогодним столом. Некоторые даже воздержались от мяса — чтобы не обидеть Козу…

Черная водяная змея, красная огненная свинья, зеленая лошадь, а теперь еще синяя коза. Все эти милые создания — «карманные» и увесистые, простенькие, пластиковые и вполне себе представительные, деревянные и фарфоровые, даже расписанные под гжель, — годами пылятся в шкафах и на комодах. Откуда берутся? Образованные люди в XXI веке дарят.

Нет-нет, всерьез мы, конечно, в это не верим. Но как порадовать животинку на Новый год, подумали. Выяснили в сети, что козочка не любит шумных компаний, синтетики, гладко зачесанных волос и баранины — она же еще немножко овца. Зато обожает тугие локоны, аквамарины и изумруды (в этом году их надо носить для привлечения денег), предпочитает сдержанный стиль в одежде или богемный поп-арт.

Кто это установил? Российские астрологи, ссылаясь на китайских коллег. И ничего, что сами китайцы встречают свой Новый год в красном. Жгут красные же бумажные фонарики и не просто громко — оглушительно — взрывают хлопушки. Так представители древней культуры отпугивают Няня, древнее рогатое чудище, которое весь год сидит на дне морском, а на праздник Весны любит погулять — потоптать посадки, домашний скот покушать. Запросто может слопать десяток-другой селян, особенно женщин и детей, а вот хлопушек, как оказалось, боится. Этот факт установили в незапамятные времена. С тех пор жители Поднебесной первого числа первого лунного месяца не прячутся в горах и чащах, а устраивают «ночь встречи после разлуки» — в доме собирается вся семья, на столе появляются тофу, няньгао, пельмени «цзяоцзы», курица и свинина.

Мода связывать год с животными из китайского гороскопа пришла в Россию и Европу в 1980‑е. Традиция бояться Няня и запускать бумажные фонарики как-то не прижилась, а вот зверюшки очень даже…

— Наделение животных магическими свойствами — общеевропейская архаика, — утверждает психолог Илья Шабшин. — Заяц, корова, лошадь, змей, волк, лиса фигурировали и в русских сказках. Они помогали, давали советы, предсказывали будущее, иногда даже дарили свою силу — но только тем, кто им доверился. Поэтому надеяться, что коза принесет удачу, если мы будем вести себя в соответствии с ее «требованиями» и «вкусами», — естественный ход мыслей. Говорить, что это свойственно необразованным, незрелым людям, не стоит. Идеалистическое мировосприятие имеет свои преимущества перед рационалистическим. У реалиста суровая картина мира. Все ограничивается тем, что он знает и видит. Мистик, напротив, полон надежд: за материей есть, высшие силы, абсолют, — которые он пытается объяснить в простых, доступных метафорах.

Психологическая польза веры в тотемную зверюшку еще и в том, что она помогает нанести контуры будущего, определить характер года. Структурировать время очень важно, труднее вынести неопределенность.

Конечно, все эти перенесенные на русскую почву овцы, свиньи, тигры, быки, — не совсем аутентичные. Воплощение темных сторон Инь в Китае, наша коза — женственная и домовитая. Просто иногда брыкается. Так оно и лучше.