Получить по мусалам

Анна ЧУЖКОВА

23.02.2014

?ороге на работу встретите этакую фифу, верная примета — к нам пришла Масленица. Начинается самый веселый народный праздник.

Провожать зиму в Москве будут в парках, на пешеходных улицах и в музеях. Ярмарки, угощения, музыка. И без сжигания чучел не обойдемся. В Парке Горького отожжет Горан Брегович, здесь запланирован фестиваль неофолка. В Сокольниках в следующие выходные предлагают энтузиастам порубить дрова, для людей менее крепких подойдут игра в мяч или хоровод. А в Коломенском кульминацией праздника станет взятие снежного городка и, конечно, кулачный бой. Померяться силушкой можно будет и на Тверской площади. Накануне праздника «Культура» выяснила, как правильно махать кулаками.

— Молодежь думает, что можно боксерам встать в ряд, и получится стеношный бой. Ничего хорошего из этого не выйдет! И правила особые, и техника другая, и самосознание — это ведь не соревнование, а потеха, — уверяет меня, пожалуй, самый успешный популяризатор русского боя Андрей Грунтовский.

И вовсе это не простое мордобитие, как может показаться со стороны. Кулачки — ритуал праздника плодородия, повод для демонстрации молодецкой силы. Без нарядных зрительниц потеху и затевать не стоит. Как правило, на сырной неделе девушки выглядывали женихов. Хотя путешественник XVI века Сигизмунд Герберштейн видел эту забаву в мрачных тонах: «Нет сомнения, что такие побоища имели сильное влияние на характер, как мужчин, так и женщин: первые грубели и дичали, а вторые предавались безвыходной тоске и блекли в тяжкой неволе». Дорогой Сигизмунд, умом Россию не понять!

«Дрались отчаянно, не щадя ни себя, ни врага, — вспоминал подвиги молодости Федор Шаляпин. — Но и в горячке яростной битвы никогда не нарушали искони установленных правил: лежачего не бить, присевшего на корточки — тоже, ногами не драться, тяжестей в рукавицы не прятать. А кого уличали в том, что он спрятал в рукавице пятак, ружейную пулю, или кусок железа, того единодушно били и свои, и чужие...»  

Шапку обычно засовывали за пазуху или за пояс, чтобы не потерять. А иногда брали в зубы — тогда она служила капой. Сохранились примеры кулачного жаргона. «Дать в хлебово» — залепить в лицо, желательно, чтобы зубы повыпадали. «Свернуть салазки» — повредить нижнюю челюсть. «Заехать по мусалам» — ударить по лицу сбоку. «Дать под микитки» — в живот под ребра, «в душу» — в солнечное сплетение. И если все это вам удалось, значит, побились «по-дорогому».

— Когда у нас стало популярно каратэ, ко мне приходили молодые люди после обучения в Японии. Говорили, что в русском бою нет базовой техники: «Как пьяные руками машете». Я отвечал: «Давайте посоревнуемся!» Загонял в угол, по полу валял. Они уж «Ой-ой-ой!» кричали. А все равно за свое: нет техники. Русское боевое искусство, хоть и вышло из забвения после перестройки, все равно уступает по популярности восточным единоборствам. Президент-то наш дзюдо занимается, — сетует Грунтовский.

Кулачную забаву пытались искоренить. Официально она была запрещена в 1917 году. Послушались не все. В Россошанском уезде бывали такие жестокие схватки, «после которых весь снег на месте боя делается красным от крови». Милиция оказалась бессильна. «Последнее удовольствие от нас отнимаете!» — жаловались мужики. А вот уже кадры 1954 года: «Купля на Рязанщине — пожалуй, единственное место в стране, где еще жив этот дикий обычай. Вас, наверное, интересует, куда же смотрит районный комсомол или комитет по культуре...». 

«В народной традиции вся агрессия превращается в позитивную энергию. Люди обнимаются, целуются после боя совершенно искренне. Это в боксе, чем злее, тем лучше», — рассказывает Грунтовский. Он в 90-е даже чересчур буйных болельщиков «Зенита» хотел стеношному бою учить. Наверху не дали — испугались. А может быть, футбольные разборки выглядели бы так же пасторально, как в этнографических заметках: «Только что отчаянно дравшиеся, как заклятые враги, люди стояли теперь рядом друг с другом, мирно закуривали и оживленно беседовали о бое. Некоторые из них были с огромными синяками под глазами, с окровавленными лицами. С помощью снега они стирали, удаляли кровь с лица, прикладывали снег к разбитому носу, стараясь приостановить кровотечение. Некоторые в сторонке сидели или отлеживались от удара «под микитки». Иной был в таком виде, что если бы он так явился на призыв, ему, наверное, дали бы прямо чистую отставку, а здесь он отлежится и через четверть часа снова будет драться как ни в чем не бывало… Настроение у всех совершенно мирное».

Важен командный дух. Из единоборцев стенка не получится — рассыплется. Выйдет какая-нибудь свалка-сцеплялка. Кстати, и такая на Руси была. Но чтобы на славу подраться, нужно идти плечом к плечу, говорят знатоки. Тогда, отдубасив друг друга, можно почувствовать особое единение... Вообще традиция эта, конечно, загадочна, как сама русская душа. Казалось бы, у людей праздник, а они колотят друг друга. Недоумевали иностранцы, запрещали опасные потехи цари, возмущалась Церковь. А вообще-то все с заботой о ближнем. Бьет — значит любит.