Дед Хефнер и зайцы

Дарья ЕФРЕМОВА

11.12.2013

60-летие отметил знаменитый Playboy — первый журнал для мужчин, соединивший эротические запросы с интеллектуальными. Обнаженные сессии Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор, тексты Воннегута, Апдайка и Набокова. Такими были первые номера, взрывавшие мир миллионными тиражами. 

Те, кто желает сегодня поздравить «зайчиков» с юбилеем, вынуждены начинать с напутствий. Как на празднике дышащего на ладан родственника: прожить тебе еще столько же, главное — здоровье. Или на посиделках у расхандрившейся после очередного облома подруги: мать, ну ты как-то взбодрилась бы... 

Что так? Розы, по-прежнему, свежи и прекрасны, а теперь в эпоху тотальной девальвации наготы, еще и слегка прикрыты. Безмятежные голубые лагуны, плюшевые спальни, брутальные подворотни (художественно обшарпанная стена, красавица прикрывает причинные места пеньковым тросом) — привычный антураж, вдобавок щедро приправленный виньетками новых технологий, определенно на месте. Но что-то главное пропало...

И все же поднимем бокалы. Мы чествуем не просто селебрити, а создателя особой философии, законотворца эпохи. «Я никогда не считал Playboy журналом о сексе, — говорил в многочисленных интервью его создатель Хью Хефнер. — Это издание об образе жизни, в которой секс является лишь одной из ее составных частей. И вообще секс здоровее, когда его не скрывают и не прячут: зачем оглуплять общество?» 

Мэрилин Монро, Оливия Манн, Дениз Ричардс, Ла Тойя Джексон, Памела Андерсон, Синди Кроуфорд, Надя Ауэрман, Наоми Кэмпбелл, Ким Бесинджер, Ким Кардашьян, Кейт Мосс — кто только не позировал для Playboy. Перед соблазном не устояли и русские красавицы Наталья Водянова, Алена Водонаева, Наташа Королева... Не говоря уж про Анну Семенович и Викторию Боню. 

В 70-е тираж легендарного журнала составлял шесть с половиной миллионов экземпляров. Теперь он едва дотягивает до полутора. Девушки не скрывали естественной анатомии. Пеньюары, шубы, ковбойки и прочие эвфемизмы, если и присутствовали в кадре, то лишь накинутыми на плечи, — не так, как сейчас, стыдливо прижимаются к груди. А чаще и вовсе лихим жестом забрасывались в дальний угол. Какие могут быть сомнения, когда речь идет об истинных ценностях? Любви, свободе, молодости, эпатаже.

На соседних разворотах Мартин Лютер Кинг рассуждал о проблемах цветного населения, Фидель Кастро — о революции. Здесь публиковались Ян Флеминг, Артур Кларк, Стивен Кинг, Станислав Лем, Курт Воннегут. Именно Playboy первым напечатал выдержки из книги Набокова «Лаура и ее оригинал». Друзьями издания в разные годы были Фердинанд и Имельда Маркос, Даниель Ортега, Джон Леннон и Ясир Арафат. 

Нагота и вольнодумство — вещи, рано или поздно попадающие под цензуру. В 80-е правительство Рейгана начало охоту на «зайчиков», объявив журнал непристойным. Министерство юстиции разослало угрожающие письма в магазины и аптеки, где и распространялась «зараза». В ответ продавщицы из сети «7– Eleven» сменили спецовки на костюмы Евы. Нападки продолжались. Хефнер выигрывал суды. 

В России Playboy официально появился в 1995 году. Но ходил по рукам чуть ли не с начала 70-х. Люди, выезжающие по служебной необходимости за рубеж, вместе с пластинками, жвачкой и джинсами прихватывали и этот полиграфический трофей. От детей, разумеется, прятали. А те, конечно, находили. «Папа, а почему все тетеньки — голые?» «М-м, это западные тетеньки, а там безработица, трудно с одеждой».

Заменивший хорошую прозу анекдотами про тещу, а естественную природную чувственность — работой пластических хирургов, современный Playboy оскудел, но читателя утратил не только поэтому. Просто мечта о бегстве из будничной жизни в царство эротических грез поставлена на поток. Растворилась в море схожих по тематике изданий. Хочешь виртуальной женской плоти, загляни в интернет. Нужна бумажная версия? Открой бардачок, там уж точно завалялся какой-нибудь «Флирт». 

Хефнер не просто раздел девушек, он вернул мужчинам иллюзию первозданного могущества. Молодая, совершенная, готовая на все, она ждет в своем будуаре (на уединенном пляже, в гараже, полирует кружевными стрингами байк), а вы не спешите. Интересуетесь проблемами цветного населения. Или очередной «Ролекс» выбираете.