Лето императора

Дарья ЕФРЕМОВА

01.06.2018

В начале июня зацветают пионы — китайские, американские и европейские гибриды. Своей экзотической красотой «император цветов» будет радовать глаз до конца июля. «Культура» побеседовала с доктором биологических наук, старшим научным сотрудником Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН, автором бестселлера «Библия цветовода» Риммой КАРПИСОНОВОЙ.  

культура: Пионы сажают почти на каждом дачном участке. Чем они так подкупают?
Карписонова: Они очень выносливы и необычайно многообразны. Сегодня в мире насчитывается порядка пяти тысяч сортов, но даже если брать простое разделение по группам (немахровые японские, анемоновидные, полумахровые и махровые), видно, что эти цветы очень разные и по яркости и пышности, и по стилю, и по настроению. К тому же пионы очень долго не теряют декоративности: отцветают — да, но остается очень красивый куст с изумрудными листьями удлиненной формы. Не случайно в Китае пион назвали императором цветов: он символизировал силу, славу, богатство и связывался с мужским началом Ян. На всех китайских миниатюрах изображен именно пион.

культура: Насколько они сложны в уходе?
Карписонова: С ними как раз все просто: сажать надо на свет или в полутень, ведь основными поставщиками генов для сортовых пионов стали два видовых: лактифлора или молочноцветковый, растущий в природе на лугах — в Монголии, Корее, Японии, на Дальнем Востоке, и китайский древовидный — лесной. Влажность должна быть умеренной, болотистой местности и засушливых почв они не любят. Технически это делается так: берется кусочек корневища с почками и помещается в землю. Размножать лучше вскоре после отцветания, то есть во второй половине лета. В Ботаническом саду мы начинаем с первого августа, в сентябре уже поздно. Климат у нас все-таки суровый. Могут случиться бесснежные заморозки или даже выпадет снег.

культура: В интернет-магазинах и на рынках часто предлагают семена пионов редких сортов. Это нормально?
Карписонова: Конечно, нет. Пионы — не колокольчики и не современные астровые. Это древние растения с мощными корневищами. От посева семян до цветения проходит до пяти — семи лет: кустики появляются через два-три года, а цветов жди все пять. Это я говорю о видовых пионах, сортовые вообще нельзя размножать семенами — выйдет дичок. В Европе и Америке есть такое правило: продавать не менее пяти почек. Это маркер зрелости растения, означающий, что он готов к цветению. У нас, бывает, продают саженцы с двумя почками. Человек тратит деньги (а пионы недешевы) и ждет у моря погоды.

культура: Селекционная работа трудоемка?
Карписонова: На выведение сорта уходят десятилетия. Так что этим занимаются люди увлеченные, даже по-хорошему сумасшедшие. Сейчас один из самых известных селекционеров — Василий Горобец из Киевского ботанического сада, который в конце восьмидесятых вывел сорт «Жемчужная россыпь» — редкий случай сиреневатого пиона, у них ведь нет синего пигмента. А когда я пришла в Ботанический сад МГУ, это было в пятидесятые, здесь работала Надежда Краснова — ее авторству принадлежат сорта «Аркадий Гайдар», «Варенька», «Памяти Гагарина». Гордость отечественной селекции, но, как ни парадоксально, прелесть пионов не в сорте, а в многообразии. Вспоминая Горация, хочется сказать: «Красота зависит от точки зрения». Цветы — это только эмоция. Фрукты, овощи, лекарственные растения понятно, зачем нужны, а от цветов никакой пользы, только хорошее настроение. Да и ландшафтный дизайн по большому счету — дело вкуса. Не представляю, как можно посадить пион рядом с флоксом, а со злаковым он будет отлично смотреться.

культура: Кстати, с чем они сочетаются?
Карписонова: На мой взгляд, с колокольчиками, манжеткой, спаржевыми. Но это не руководство к действию. Единственное железное правило цветника — экология. У растений, соседствующих друг с другом, должны быть одинаковые биологические потребности. Запоминать их бессмысленно, этот раздел есть во всех справочниках. Проще говоря, мы не можем сажать рядом растение болота и цветок пустыни. Остальное по желанию. Хотя специалисты, и я в том числе, рекомендуют учитывать сроки цветения — предпочтительно, чтобы они были разными. Красивый сад тот, в котором все время что-то цветет. Хорошо, чтобы высота более-менее различалась — если у вас не рокарий, не стоит сажать одни низкие.

культура: Рокарий, как и регулярный сад, кажется, не последнее слово ландшафтного дизайна?
Карписонова: Сейчас в моде nature garden — подражание природе. Регулярные цветники с четкими границами все-таки из прошлого века, его середины. Рокарий — начало века нынешнего. Если вы приедете в Англию, а это исторический центр садоводства, не найдете там ни одного регулярного сада, только ландшафтные. То же самое в Германии. Но все же нет ничего прекраснее того, что создано самой природой. Объехав весь мир, не видела ничего красивее субальпийских лугов — они есть на нашем Кавказе (знаменитая Красная Поляна под Сочи), на Алтае, в Карпатах, Грузии. Цветут они в конце июня — начале июля. Сказочная картина, рядом нет двух одинаковых красок.

культура: Говоря о природных заповедниках, нельзя не упомянуть, что один из них находится здесь, в Ботаническом саду. Это Шереметевская (Останкинская) дубрава.
Карписонова: Да, она уникальна. Единственная коренная дубрава в Европе. Коренные породы — это флора, типичная для природной зоны, которая растет сама, никем не высаживается. Для умеренной зоны — это дуб, ель и липа, а не сосна и береза, как можно было бы подумать.

культура: Как она сохранилась?
Карписонова: Благодаря роли личности в истории. Крымская война, Екатерина II, граф Петр Шереметев. Генерал-аншеф отличился в сражениях, и императрица пожаловала ему свои земли — те, что сейчас занимает Ботанический сад. Моя первая диссертация была по теме дубравы, ее состоянию, будущему. Пока собирала материалы, залезла в бумаги графа. Среди прочих такое распоряжение: «Всех, кто в лес идет охотиться, собирать грибы и орехи, бить батогами». Не смейтесь, благодаря этому дубрава сохранилась. Следующие поколения Шереметевых были игроками, земли распродавали и отдавали в залог. Тут сажали все что угодно, и дубрава пропала бы, но очень кстати случилась революция. Первый указ, подписанный Лениным после переезда правительства в Москву, — о создании лесопарковой зоны с запретом вырубать коренные породы. Не знаю, что на него так повлияло. Скорее всего, постарались дореволюционные профессора: Тимирязев, Вавилов, Сукачев. И представляете, закон неукоснительно соблюдался даже во время войны. Я жила на Ивановской улице, недалеко от Тимирязевки, у нас были дома без центрального отопления, но никому в голову не приходило вырубать лес. А 14 апреля 1945 года Сталин подписал постановление о формировании Главного ботанического сада. Война еще не кончилась, страна в руинах... Поразительное умение видеть наперед.