Бремя первых

Дарья ЕФРЕМОВА

02.03.2017

Харизма, гражданская позиция, личностное содержание. Тема первых леди вновь вошла в топы обсуждений в СМИ и блогах после инаугурации Дональда Трампа. Как говорят злые языки, супруга нового президента США Мелания, модель из Восточной Европы, едва ли тянет на роль соратницы. В преддверии Международного женского дня «Культура» решила исследовать образы самых известных спутниц национальных лидеров. Так уж необходимо им это самое «содержание» или достаточно хороших манер и нарядов от Шанель?

До Эдит Вильсон, жены президента-миротворца Вудро Вильсона, поле деятельности первых леди ограничивалось встречей гостей, выбором чайных сервизов и участием в благотворительных балах. «Железная королева», к разочарованию соратников, противников и избирателей, исполнила мечту суфражисток, превратившись «в облеченного властью первого джентльмена»: после инсульта, случившегося с президентом на склоне лет, супруга практически взяла на себя его функции — без ее санкции с Вудро нельзя было и словом перемолвиться. За излишнюю активность осуждали Элеонору Рузвельт и Нэнси Рейган, правда, в отличие от «леди-липучки», звонившей на серьезные заседания, чтобы обсудить с мужем какие-то бытовые вопросы, Элеонора решала важные общественные задачи: боролась с судами Линча, антисемитизмом и расизмом, распространенными на юге США. 

Ну а в России первая «медийная» спутница вышла на общественный горизонт примерно в те же годы, когда Эдит «закручивала гайки», — Надежда Константиновна Крупская создала один из самых аскетичных и в то же время запоминающихся образов женщины-соратника. Говорить о нарядах и красоте в ее случае было бы просто неприлично, да и на протяжении последующих десятилетий кремлевские жены не стремились сделать внешность своей сильной стороной. Фотография Нины Хрущевой в «цветастом халате», стоявшей рядом с Джеки Кеннеди в безупречном костюме-двойке, облетела таблоиды всего мира. Хотя утверждать, что отечественная la premiere dame «позорила страну» по недомыслию, было не совсем справедливым: она выступала в образе простой советской женщины, «обыгрывала» то, что сейчас называется street style. 

Эталоном русской элегантности стала, конечно же, Раиса Горбачева, «коммунистическая леди с парижским шиком» — ее выбор одежды одобряли даже такие корифеи, как Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. Последний был не прочь откорректировать гардероб жены советского лидера, добавив настоящего французского лоска. «Ей пошли бы наряды более ярких тонов, неординарного кроя», — говорил Сен-Лоран, но не настаивал: вдруг она не хочет дразнить общественное мнение или недостаточно смела для экспериментов. Кстати, от пристрастия к иностранным брендам, приписываемого ей молвой, Раиса Максимовна открещивалась, уверяя, что одевается в Доме моделей на Кузнецком Мосту, у Тамары Мокеевой и Вячеслава Зайцева. Что же касается общественного имиджа, то ее активность многих раздражала: она начала самостоятельно встречать иностранные делегации, часто появлялась на экране, вела на английском беседы с Маргарет Тэтчер — при том, что Михаил Сергеевич языком на должном уровне не владел. «Лезет вперед мужа» — таким был общественный вердикт, неудивительно, что следующей первой дамой стала «домашняя», не стремившаяся к публичности Наина Ельцина, это вполне устроило общественность — в патерналистском российском менталитете «номером первым» является все-таки сам глава государства. 

Вообще, традиция обсуждать внешний облик вторых половин сильных мира сего зародилась в США. Разночинная Америка, никогда не знавшая родовой аристократии, ввела моду на образ Lady, изобретенный еще «великой мадемуазель», французской принцессой Анной де Монпансье, и блистательно продемонстрированный Грейс Келли и Жаклин Кеннеди в 1950–1960 годы. Лаконичные женственные двойки, платья-футляры спокойных цветов (лососевый, карамель, молочно-белый, темно-синий), маленькая сумочка, перчатки, шляпка — такой наряд не только позволял считывать социальный код, но и помогал составить психологический портрет. Дама, получившая хорошее воспитание (неважно, из благородной семьи или нет), образчик манер, сдержанности, корректности, защитница гуманистических ценностей. В ее облике может быть немного праздности, но властолюбия, надменной сексуальности la femme fatale — никогда. Правда, легенда и один из ключевых «хедлайнеров» стиля — Джеки — все же внесла в имидж Lady коррективы: платья-трапеции с круглым или V-образным вырезом, жакеты и легкие свитера с рукавами три четверти, костюмы-двойки, платки Hermes, туфли с узким мысом и квадратные или овальные солнцезащитные очки. 

С тех пор все эти Little suit by Chanel и однотонные платья с туфлями-лодочками утвердились в качестве синонима хорошего вкуса и элегантности. Не случайно женщины, следующие тенденции Lady, возглавляют топы «самых стильных, самых красивых» из года в год. Помимо «икон» прошлого (Жаклин Кеннеди, принцесса Диана и Грейс Келли), это Карла Бруни-Саркози, королева Иордании Рания — муза Джорджио Армани, королева-консорт Испании Летиция, «роза пустыни» Асма аль-Асад, Моза бинт Насер аль-Миснед — вторая из трех жен третьего эмира Катара, ее называют одним из главных богатств государства, наряду с нефтью и природным газом. 

Модные критики уже готовы включить в списки и Меланию Трамп. И хотя некоторые утверждают, что словенская модель копирует Робин Райт, исполняющую роль Клэр Андервуд в сериале «Карточный домик», современное — более минималистичное — прочтение стиля Lady смотрится на супруге миллиардера весьма неплохо. Выбор Мелании вполне актуален, ведь не секрет, что женщины Запада, уставшие от прав, а главное, от обязанностей, все с большей охотой уходят в мир семьи, детей, творческих хобби и СПА-салонов. 

Обратная тенденция на Востоке: самая изящная первая леди мира по версии Еlle (в состав жюри входила Соня Рикель), супруга президента Сирии Башара Асада — Асма аль-Асад ведет активную политическую деятельность, помогает мужу в противостоянии ИГИЛ, возглавляет женское крыло правящей партии «Баас», курирует важные социальные и гуманитарные проекты. Кстати, ее стиль наиболее близок к тому, что создавала в свое время свободолюбивая Джеки, — классика смело миксуется с модными индивидуалистичными деталями, отображающими личный выбор и вкус. Крупные авторские колье, разные виды ремней, свободные драпировки. 


Фото на анонсе: REUTERS/PIXSTREAM