Обратная сторона модели

Нильс ИОГАНСЕН

22.12.2016

Выбор мужского подарка «под елку» — проблема непростая. Причем без разницы, кому именно — взрослому дяде или мальчишке. Однако есть универсальный вариант, который подойдет любому — сборные модели военной техники. 

Игрушка? А вот и нет. Интеллектуальное увлечение и вдобавок элемент патриотического воспитания. Согласно данным группы компаний «Детский мир», наборы для сборки моделей техники от российского производителя «Звезда» вошли в десятку самых покупаемых товаров торговой сети. Танки, самолеты, корабли, автомобили пользуются отличным спросом, а на профильных сетевых форумах регулярно появляются новые участники. 

«Фабрика «Звезда» выпускает модели, пригодные всем возрастам. Это увлекательное занятие для мальчиков, пап и даже дедушек. Можно быть уверенным, что все детали на месте и подойдут друг к дружке. И цена доступная», — утверждает начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям ГК «Детский мир» Надежда Киселева.

Так называемая «искоробочная» сборка предполагает создание самых простых, недорогих и массовых образцов. Шедевра, конечно, не ждите — на выходе получится усредненный Ил-2, Т-34, ИС-2. Если зацепило, имеет смысл пойти чуть дальше — попытаться оживить пластик, научиться грамотно красить модели. Впрочем, несмотря на энтузиазм продавцов, к изделиям от «Звезды» стоит подходить осторожно. 

«С качеством у «Звезды» не всегда порядок, отдельные образцы могут разочаровать новичка, вызвать неприятие к стендовому моделизму как таковому. Поэтому перед покупкой товара необходимо почитать обзоры «коробок». Благо в интернете опытные товарищи регулярно их выкладывают», — объясняет моделист Павел Сухов.

Самый авторитетный и популярный тематический сайт — dishmodels.ru, на нем народ обменивается опытом, выставляет работы, критикует, участвует в конкурсе стендовых моделистов. На scalemodels.ru тоже немало полезного. Однако и там, и там «Звезду» не жалуют. Случается, историки находят серьезные ляпы в моделях отечественной техники. Кроме фирмы из Лобни, на данном рынке работают «Восточный экспресс», «Комбриг», «АРК модел», «Моделист» и прочие. Но без исторических глюков ни у кого не обходится.

«Иностранные производители, тот же Dragon, порой выдают такое, что диву даешься, — вступается моделист Сергей Круглов. — Другое дело, у китайцев огромные модельные линейки, да и новинки появляются чаще. Плюс они подходят к выбору прототипов с большим старанием, следят за веяниями моды».

Хотя именно в наших музеях собрано множество образцов военной техники, зачастую вообще не имеющих аналогов за границей. В Монино, к примеру, стоит уникальный титановый стратегический бомбардировщик КБ Сухого Т-4 «Сотка», а отечественной сборной модели не было и нет. Более того, в НИИИ БТ и в архивах Минобороны есть такие чертежи, что закачаешься. Скажем, можно сделать опытный Т-34-100, опять-таки «тридцатьчетверку» с несерийной сварной башней-«гайкой», экспериментальную ИСУ-130 на базе ИС-2 и много чего еще очень интересного. 

Хватает в запасниках и трофейной документации, ее также стали активно выкладывать в открытый доступ. «Единственный в мире Maus — у нас, в России. Советская армия ведь захватила кучу немецких секретов: самолетов, бронетехники, ракет, подводных лодок. Гриф с данных бумаг сняли, моделисты ими активно интересуются, но отечественные производители не торопятся воспользоваться случаем. А могут оказаться первыми, налицо к тому же хороший экспортный потенциал», — сетует Павел Сухов.

«Возможности наши ограничены. Стараемся выдавать новые наборы по мере сил, но это сложно... У китайского Trumpeter завод раз в 15 больше, компания получает обильное госфинансирование, иные преференции, ей помогают. Нам господдержки добиться не удалось, несмотря на то, что продукция наша, вне всякого сомнения, патриотическая», — оправдывается замгендиректора «Звезды» Артем Радин.

Еще один интересный игрок на рынке — энтузиасты, которые гораздо оперативнее реагируют на запросы моделистов со стажем. В основном это производители так называемого афтермаркета. При помощи «конверсионных наборов» можно, к примеру, превратить обычный Т-34-85 в первый танк этой серии с орудием Д-5Т (выпущено около сотни машин, ни одна не сохранилась), тюнинговать полуторку ГАЗ-АА до состояния аутентичного авто выпуска 1942 года и многое другое. 

Правда, стоит отметить, это уже высший пилотаж. Выходить на афтермаркет новичку не стоит. Прежде чем пытаться замахнуться на что-либо продвинутое, стоит потренироваться, вызубрить матчасть. Уверены — берите в руки инструменты и начинайте, как говорят бывалые моделисты, «пилить». Допустим, строить из набора Т-34-76 от «Звезды» конкретную машину, сошедшую с конвейера завода №183 в начале 1943 года. Придется изучить сотни военных фотографий, просмотреть километры кинохроники и выслушать массу замечаний от экспертов по БТТ. От пластика из коробки мало что останется. Но в итоге родится танк — почти как настоящий, только маленький. Именно такой, с которыми на Курской дуге советские воины окончательно переломили ход Великой Отечественной.