Америка рушится на глазах

Дарья ЕФРЕМОВА

18.10.2013

Москва в очередной раз стала столицей ярких идей, дерзких экспериментов и неожиданных решений. С 11 по 17 октября в центре Artplay проходила Moscow Design Week 2013, наглядно доказавшая: на пике интерьерной моды — стиль 80-х.

Каминные кресла, дематериализующиеся на глазах у посетителей, гламурное зеркало на каблучках-копытцах, кушетки и пуфики из серебристо-металлической проволоки, напоминающие стальные советские ершики для сковородок. Круглые, овальные, шарообразные книжные полки. Лампы-ракеты, играющие лилово-желто-розовым светом.

В этом году Moscow Design Week приготовила сенсацию. Привычный модный лоск уступил место искрометной самоиронии. Особое внимание привлекла выставка-ретроспектива звезд итальянского дизайна 80-х «SuperAntiHeroes» — Алессандро Гурьеро, Алессандро Мендини и Массимо Джиакона. Эклектичные, не способные мыслить стилистическими шаблонами художники создавали предметы, которые при всей функциональности были наделены философским содержанием — этакое трехмерное выражение размышлений автора. Столики и ковры с кубистической графикой люминисцентных цветов, стеклянный красно-сиреневый стул, барочное кресло с веселенькой обивкой в духе дивизионизма Синьяка и Сёра, скульптуры-уродцы, светильники-ракеты — такова экспозиция легендарной студии Alchimia. Один из ее основателей Алессандро Гурьеро, кстати, приехал в Москву рассказать о  временах, когда случились основные прорывы в дизайне и возник девиз: «Стул — чтобы смотреть, а не сидеть». 

Другой и не менее яркий представитель постмодернизма, галерея Dilmos, была представлена работами как культовых художников, так и молодых талантов. Андреа Сальветти, Алессандро Чиффо, Серджио Рива, Бертоцци и Касони, а также Марко Стефанини создали поистине феерическую экспозицию. Проект американского промышленного дизайнера и художника Брэда Аскалона «De-Evolution», посвящен судьбе США. Политический и этический кризис, который, по мнению автора, переживает его родина, он изобразил в композиции из девяти каминных кресел, распадающихся на глазах у зрителя. Каждый из предметов буквально тает, теряя части спинок, подлокотников, сидений, однако обивка в местах, где появляются провалы, остается в идеальном состоянии. Создавая «De-Evolution» специально для московской выставки, дизайнер не упустил возможности привнести в работу русскую изюминку — меняющийся масштаб кресел напоминает о традиционной матрешке. 

Галерея Altagamma и дизайнер Елена Акимова поразмышляла о роли формы в жилом пространстве. Ее состоящее из черных шаров кресло в очередной раз доказало, что экстравагантная мебель может быть как самодостаточным элементом интерьера, так и не «тянущей на себя» частью общей экспозиции.  

В дизайнерской неделе приняла участие и всенародно любимая компания IКЕА. Павильон с инсталляциями лучших дизайнеров бренда Роя Хеслинга и Маргариты Лефикайте, похоже, и не претендовал на высокое искусство. Лежанка из плюшевой зеленой травы, резиновые сапоги с букетами простоцветов, растяжки-раскраски во всю стену, наборы фломастеров. Сюда заходили просто перевести дух. 

Конечно же, как и всякое событие такого масштаба, Moscow Design Week не канула в Лету в день закрытия. Вещи, отобранные жюри MDW, на месяц поселятся на разных площадках города. 

Среди участников проекта Design Points — Академия имени Строганова, факультет журналистики МГУ, Музей декоративно-прикладного искусства, Международная школа дизайна, сеть «Кофеин», библиотека дизайна, библиотека имени Достоевского, библиотека «Проспект».