Сказ про то, как царь Алексей комедию учинил

28.10.2012

Анна ЧУЖКОВА

30 октября русский театр отпразднует круглую дату: 340 лет назад в России состоялся первый придворный спектакль.

Буквально тремя десятками годами ранее ничего не предвещало появления театра при дворе. В 1648 году Алексей Михайлович — Тишайший — выпустил указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий». Грамота повелевала в поле не петь, в ладоши не бить, «на святках в бесовское сонмище не сходиться», «скоморохам не быть», гусли и домры жечь.

Однако с той поры у царя появилось просвещенное окружение, и главную роль в нем сыграл глава Посольского приказа, один из первых западников, Артамон Матвеев. Он был женат на шотландке, имел большой интерес к иностранным «новизнам». Племянница и воспитанница Матвеева — Наталья Кирилловна Нарышкина — стала супругой Алексея Михайловича. Любимая жена имела немалое влияние на государя, и, может быть, именно она сыграла решающую роль в деле строительства театра.

Так или иначе, 4 (17) июня 1672 года Алексей Михайлович отдал приказ учинить комедию, для которой тему предложил самолично: «действовать из библии книгу Эсфирь». Под руководством Артамона Матвеева спектакль был подготовлен в кратчайшие сроки — за четыре месяца.

Пастору лютеранской церкви Иоганну Готфриду Грегори поручили сочинить драму и обучить актеров, он же выступил режиссером спектакля. По сюжету «прохладной комедии», персидский царь Артаксеркс женится на юной еврейской красавице Эсфирь, которая предотвращает коварные намерения придворного Амана, задумавшего истребить ее народ. Главным действующим лицом Грегори сделал не Эсфирь, а идеализированного Артаксеркса (в прологе его сравнивали с самим Алексеем Михайловичем). Оттого драма озаглавлена «Артаксерксово действо».

Для обучения актерству Грегори набрал 60 детей из немцев и мещан возрастом около 15 лет. Первая театральная школа была уделом незавидным: неграмотным ребятишкам приходилось учиться денно и нощно. А чтобы актеры не сбежали, к ним была приставлена стража. К тому же работа эта почти не оплачивалась. Так артист Васка Мешалкин жаловался царю: «...твоего великого государя жалованья, корму нам, холопям твоим ничего не учинено, и ныне мы, платьишком ободрались и сапожишками обносились, а пить-есть нечего, и помираем мы, холопи твои, голодной смертью...»

Уже к 17 (30) октября в Преображенском, любимой царской резиденции, была построена деревянная «Комедийная хоромина». Театр отличался невиданной роскошью: полы устланы мягкими коврами, стены убраны червчатой (алой) и зеленой материей. Только на задник, изображавший небо, ушло 500 аршин (приблизительно 350 метров) крашеной голубой материи. Для пошива костюмов использовались настоящие парча и кружева, шелка, драгоценные камни и позолота. Артаксеркс представал в горностаевой мантии, а Эсфирь — в белом платье с золотыми полосками. Кстати, все женские роли, включая и главную, исполнялись юношами.

Спектакль был наполнен музыкой, пением, танцами, грубоватыми выходками «дурацких персон» — шутливыми интермедиями. Первый спектакль стал в истории русского театра еще и самым длинным. Довольный государь смотрел «Артаксерксово действо» десять часов, не вставая, то есть без антрактов, а подданные — не присев.

Всего здесь было поставлено девять пьес. Хоромина просуществовала недолго: после смерти Алексея Михайловича в 1676 году главный инициатор создания театра Артамон Матвеев попал в ссылку. Пройдет еще около тридцати лет, и Петр I откроет в Москве свою «комедийную хоромину», уже публичную.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть