Подшивка

16.03.2012

Читать старые газеты — занятие поучительное и любопытное. Оказывается, все, что мы переживаем сейчас, уже было предметом обсуждения наших отцов и дедов. Давайте перелистаем страницы «Культуры», которая на протяжении своей почти 85-летней истории сменила несколько названий: «Рабочий и искусство», «Литература и искусство», «Советское искусство» и просто «Советская культура». 

 О чем мог писать «орган сектора искусств Наркомпроса» в 1932 году? Никогда не догадаетесь: 21 марта 1932 года газета отмечала 100-летие со дня смерти Иоганна Вольфганга Гёте. 

«К сожалению, мы должны констатировать, что советский художественный молодняк мало знает и мало читает Гете...» 

«Современность имеет право на то, чтобы по-новому прочесть и понять этот глубокий философский и художественный памятник, сосредоточивший в себе философию целой эпохи, — писал в статье «По-новому понять Фауста» великий русский актер Иван Москвин. — Работа над такой вещью дала бы и ряд новых задач актеру и режиссеру, и, может быть, образы Фауста и Маргариты зазвучали бы иначе, чем мы привыкли к ним со школьной скамьи, и «Фауст», более чем какое-либо другое произведение западной драматургии, открыл бы пути к новым формам спектакля». 

Кажется, будто эти строки читал кинорежиссер Александр Сокуров... 

17 марта 1935 года газету «Советское искусство» волнуют «Вопросы советской эстрады».

«Эти малые формы прозаические и поэтические — в виде ли песен, фельетонов, так называемых скетчей, частушек, — продолжают оставаться заброшенным участком, куда до сих пор не привлечены квалифицированные писательские силы и художественное руководство которым отсутствует... Эти малые формы очень часто находятся на откупе у всяческих халтурщиков, приспособленцев и почти никогда не подвергаются публичной критике на страницах нашей печати... 

Было бы неправильно думать, что с эстрадной пошлятиной, зубоскальством, иногда и прямой политической враждебностью можно бороться только административно-цензурными средствами... Эстраде надо обеспечить общественный контроль и критику...» 

Под этой передовой статьей нет имени автора, но саму газету подписал «ответственный редактор О. Литовский». Это тот самый «критик Латунский», изображенный Михаилом Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Впрочем, говорят, что и «Литовский» — не более чем псевдоним... Как бы то ни было, поделом Маргарита перебила Латунскому-Литовскому все окна в престижном «писательском» доме. Ведь именно Осафу Семеновичу принадлежала «расстрельная» характеристика спектакля «Дни Турбиных» как «Вишневого сада» белого движения» и даже сам термин «булгаковщина». 

 В номере от 17 марта 1936 года орган Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР снова подвергли разносу Булгакова. Михаил Яншин так писал о «провале» спектакля «Мольер» во МХАТе:

«МХАТ отнесся к «Мольеру» как к очередному проходному спектаклю, и из всех испытанных традиций, которые ему свойственны, он остался верен только одной — производственной медлительности. Четыре с половиной года театр потратил на работу над спектаклем, который так единодушно оценила наша общественность...

Мне кажется неверным обвинение в этой неудаче одного только драматурга. Театр в целом и мы, его актеры, каждый в отдельности, в равной мере повинны в том, что произошло...»
Однако есть в «Советском искусстве» и светлые моменты. Например, открытие в Москве Театра народного творчества.

«Театр народного творчества призван сыграть громадную роль во всей культурной жизни советской страны и прежде всего в выдвижении и художественном воспитании талантливых людей из трудящихся масс Советского Союза...»

Корифей МХАТа Василий Качалов радостно поддерживает инициативу: «Я уверен, что нарождающийся театр будет достоин той огромной, почетной задачи, которая на него возложена неожиданным расцветом народной художественной самодеятельности в нашей стране».

И в довершение «Советское искусство» на первой полосе печатает отрывки из дневников Евгения Вахтангова:

«Только народ творит, только он несет и творческую силу, и зерно будущего творенья. Грех перед своей жизнью совершает художник, не черпающий этой силы и не ищущий этого зерна.
То, что отложилось в народе, — непременно бессмертно. Вот сюда художник доложен устремить глаза своей души.

То, что не подслушано в душе народной, то, что не угадано в сердце народа, — никогда не может быть долгоценным. Надо ходить и «слушать» народ. Надо втираться в толпу и преклонять ухо художника к биению ее».

17 марта 1937 года «Советское искусство» сообщает о присвоении художественному руководителю Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски Александру Александрову звания Народного артиста СССР, пишет о триумфе советских музыкантов на 3-м Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, на котором Яков Зак получил «первую премию президента Польской республики в 5 тыс. злотых и дополнительную премию — лавровый венок из бронзы». Газета отмечает 200-летие со дня рождения одного из крупнейших русских архитекторов Василия Баженова.

И здесь же:

«...В Реалистическом театре проходила очередная репетиция «Кола Брюньон». Актриса Н.А. Угрюмова (исполнительница роли Ласочки), увидев сидящую в зале актрису В.В. Беленькую, сочла, что ее вызвали для того, чтобы ввести на роль Ласочки. В истерическом припадке Н.А. Угрюмова нанесла несколько ударов постановщику Н.П. Охлопкову». Президиум ЦК рабис создал специальную комиссию для расследования дела Угрюмовой. «Н.П. Охлопков, безусловно, одаренный режиссер. Но как руководитель коллектива, как строитель советского театра, он еще не усвоил большевистского стиля работы», — делает вывод газета, обличая «нездоровую атмосферу», воскрешающую в театре «нравы старого закулисья».

18 марта 1939 года «Советское искусство» публикует доклад председателя Совнаркома Вячеслава Молотова на XVIII съезде ВКП(б) о Третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР.
«Капитализм накопил немало материальных и духовных ценностей, но он не может уже использовать этого даже в своих интересах... Надо, не жалея сил, изучать культурное наследство. Надо использовать все, что дал капитализм и предшествующая история человечества, и из кирпичей, созданных трудом людей на протяжении многих веков, строить новое здание — удобное для жизни народа, просторное, полное света и солнца...»

Именно на XVIII съезде ВКП(б) прозвучали слова о том, что в стране «за последние годы произошла целая культурная революция». По официальным данным переписи 1939 года, грамотность населения стала составлять 70%, в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 миллионов человек. Невольно начинаешь сравнивать это с нынешним положением России, когда читаешь сухие строки доклада Молотова: «В вузах у нас учится больше, чем в таких странах, как Германия, Англия, Франция, Италия и Япония вместе взятых...»