Кубинский экспресс

11.11.2012

Нильс ИОГАНСЕН

55 лет назад, 15 ноября 1957 года, в небо впервые поднялся огромный турбовинтовой самолет Ту-114.

Это событие стало важнейшей вехой не только в советском, но и в мировом авиастроении. Первый в мире двухпалубный аэробус — прародитель целого класса крылатых машин.

В 50-е годы прошлого века основу всего мирового авиапарка составляли винтовые самолеты. Реактивная авиация в те годы была в основном военной, а редкие гражданские машины имели крайне ограниченную дальность полета. Выбор в пользу винтов был, по сути, вынужденным: они давали возможность летать далеко и экономично.

Сделать гигантский авиалайнер вызвалось КБ Туполева, причем основой стала военная машина. Правда, частично: от стратегического бомбардировщика Ту-95М взяли лишь крылья, моторы и хвостовое оперение, все остальное разработали с нуля. Советским конструкторам пришлось решать массу задач, зачастую — первыми в мире. Например, как организовать места для пассажиров, которым придется по десять часов находиться в воздухе, вопросы питания, отопления и кондиционирования воздуха, размещения багажа и так далее. Многие решения на десятилетия опередили свое время. По сути, именно инженеры СССР научили весь мир строить аэробусы.

В первой версии самолет имел места трех классов: экономического, первого и «спального». На борту расположили четыре «спальни», каждая на три койки, где пассажиры могли спокойно отдыхать все время полета. Ничего подобного ни в СССР, ни в других странах не было. И нет до сих пор.

Двухпалубная компоновка также стала новым словом в авиастроении. Пассажиры располагались наверху, внизу летел багаж и находилась кухня. Да-да, именно кухня со штатным поваром. Приготовленные им блюда специальным лифтом (еще одно нововведение) поднимались наверх, в буфет. Когда иностранцы впервые увидели все это, они были ошеломлены.

Лайнер, оснащенный четырьмя моторами суммарной мощностью в 60 тысяч лошадиных сил, получился очень быстрым, в своем классе турбовинтовых самолетов — чемпионом, его скорость достигала 894 км/ч. В первые годы эксплуатации при полетах через Атлантику Ту-114 нередко сопровождали американские истребители. Мерили скорость советской машины, долго не могли поверить, что этот гигант летает так шустро. Интересно, но еще до того, как закончились эксплуатационные испытания, на Ту-114 в Америку полетел Никита Хрущев и члены правительства СССР. Все были абсолютно уверены, что техника не подведет, ведь конструкция получилась совершенно уникальной в плане надежности. Современным реактивным машинам до такого уровня расти и расти. Приземление советского аэробуса в Нью-Йорке произвело эффект разорвавшейся бомбы, а советская делегация долго не могла покинуть борт. Дело в том, что у американцев даже не нашлось трапа подходящей высоты и мощного тягача, чтобы отбуксировать лайнер. Это был страшный конфуз и удар по престижу США.

В свой первый регулярный рейс по маршруту Москва – Хабаровск Ту-114 отправился 24 апреля 1961 года. Но больше всего прославились полеты этих машин на Кубу. В те годы американцы организовали блокаду Острова Свободы, Советский Союз всячески помогал правительству Фиделя Кастро, а организация регулярного пассажирского сообщения по маршруту Москва – Гавана стала частью дружбы двух государств.

В середине июля 1962 года состоялся первый успешный пробный полет, и, казалось бы, проблема «авиамоста» между Москвой и Гаваной была решена. Однако американцы «купили» президента Гвинеи, и он закрыл для советских самолетов аэропорт в Конакри, построенный советскими же специалистами. Возникла проблема «аэродрома подскока», где можно производить дозаправку. Несколько раз слетали через Сенегал, но и там США дали местному царьку денег. Потом аналогичным образом «закрыли» Алжир. Прерывать полеты по политическим соображениям было нельзя, поэтому стали срочно искать альтернативный маршрут.

Летать решили через Мурманск, потом над Атлантикой. Протяженность маршрута составляла 10900 км. После дозаправки на Кольском полуострове топлива до Гаваны должно было хватить, хотя и впритык. Американцы до конца не верили, что русские отважатся на такой полет. И только когда Ту-114 вышел на траверз США, те спохватились. Отключались радиомаяки, в эфир поступала ложная информация, правда, полету это не мешало — на борту советского лайнера стояла астронавигационная аппаратура. Тогда диспетчер из Майами потребовал, чтобы самолет снизился до 1500 метров, и если бы наши пилоты это исполнили, топлива до Кубы точно бы не хватило. Но экипаж просто послал американцев по весьма известному на Руси короткому адресу. Тогда появились военные самолеты, а пилот одного из них даже сунул нос своего истребителя между вращающихся винтов нашей машины. Второй пилот советской машины запечатлел это на фотоаппарат, и потом данный снимок стал предметом разбирательства между дипломатами СССР и США. Топлива хватило, и борт успешно приземлился в Гаване.

Начались регулярные полеты. Сорвать рейсы не удалось ни разу. Более того, наши летчики пользовались коррумпированностью американских военных. Иногда горючего все-таки не хватало, и тогда Ту-114 садился... на военной базе США в Нассау (Багамские острова). За кэш прапорщики-янки заливали баки советского лайнера казенным керосином, и тот спокойно продолжал полет. Вот такие странные перипетии «холодной войны»...

В 1967 году на международные линии вышел реактивный Ил-62, он стал новым флагманом «Аэрофлота». Турбовинтовую машину стали задвигать, а во второй половине 70-х все Ту-114, которые еще могли летать и летать, списали. И только в начале 80-х, когда советская реактивная авиация начала пожирать совершенно несусветное количество топлива, руководители отрасли вспомнили про экономичные Ту-114 и Ил-18. Но было уже поздно — парк турбовинтовых лайнеров к тому времени успели полностью уничтожить.

До недавнего времени один из немногих сохранившихся Ту-114 можно было лицезреть в Домодедово. Самолет стоял на вечном приколе возле аэропорта. Однако прикол оказался не вечным: при реконструкции терминала кто-то дал приказ разрушить памятник, и уникальную машину своротили бульдозерами. На месте лайнера разбили газон. Это, как вы понимаете, сделали не американцы. Свои. Не понимающие, что такое национальное достояние. «Боинги» и «эйрбасы», рубли и центы заслонили гордость за родину.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть