Без гнева и пристрастия

Виктор ЛЕОНИДОВ

24.02.2012

Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах. 
ХVIII–ХХ вв. Том ХХ. М.: Российский фонд культуры, 2011, 776 стр.

«В Карамзине было что-то вдохновенное, увлекательное и вместе с тем отрадное. Он возвышал свой приятный мужественный голос; прекрасные его глаза, исполненные выражения, сверкали как две звезды в тихую ясную ночь. В жару разговора он часто вставал вдруг с места, ходил по комнате, все говоря, и опять садился. Мы слушали молча».

Эти слова о великом историке России, занесенные в воспоминания московским почт-директором Александром Булгаковым в грозные дни 1812 года, до недавнего времени не были известны широкой публике. Равно как и многие другие уникальные документы, которые увидели свет лишь в наши дни в составе нового, двадцатого по счету тома альманаха «Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах: XVIII–XX вв.»

Это периодическое издание — один из проектов Никиты Михалкова, впервые появилось в 1991 году. Во времена полного «разброда и шатания умов» вдумчивому российскому читателю был предложен альманах, целью которого было возвращение правды о прошлом. Девизом издания был избран лозунг Тацита «Без гнева и пристрастия…»

Один за другим тома альманаха представляли уникальные источники по русской дореволюционной истории. Переписку императоров и государственных сановников, мемуары, дипломатические документы. Особый резонанс получили: биографический словарь генералов — участников войны 1812 года, дневники «полудержавного властелина» Александра Меншикова, записки одного из главных участников реформ Александра II — военного министра Дмитрия Милютина и выпуск «Российского Архива», целиком посвященный следственному делу Николая Соколова — человека, который по поручению Колчака изучал обстоятельства гибели царской семьи.

И вот сегодня мы держим в руках уже двадцатый том альманаха, вобравший в себя массу интереснейших материалов из нескольких архивов России. Одна из главных жемчужин — воспоминания уже упоминавшегося Александра Яковлевича Булгакова о событиях 1812 года.

Подобно десяткам, если не сотням, других персонажей эпохи «…дней Александровых прекрасного начала» и царствования Николая I, Булгаков вошел в историю благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. Московский почт-директор, он вынужден был докладывать начальству о письмах великого поэта. Александр Сергеевич даже написал в дневнике: «Негодяй Булгаков не считает грехом вскрывать чужие письма».

Между тем Александр Яковлевич все-таки имел и другие, подлинные, заслуги. В частности, будучи помощником московского генерал-губернатора Федора Ростопчина, самоотверженно участвовал в организации эвакуации из Москвы во время войны 1812 года.

Яркие и сочные зарисовки людей, беспрерывно бывавших у градоначальника (в том числе и приведенный выше набросок портрета Карамзина), составленные Булгаковым, делают выход мемуаров московского почтмейстера настоящим событием. Впрочем, то же самое можно сказать и о вошедшей в юбилейный том «Российского Архива» переписке другого известного персонажа — опять-таки близкого друга Пушкина — князя Петра Андреевича Вяземского. К слову, одним из самых близких и дорогих для князя корреспондентов, тем человеком, кому он мог полностью доверять, была Эрнестина Тютчева, супруга другого великого поэта.

Действительно, уже сами имена участников этой переписки свидетельствуют об уникальности публикации. Тем более что жена Федора Тютчева (а она делилась с Вяземским всем, включая сведения о последних замыслах и поступках мужа) прочие свои послания, в частности, отправленные самому Федору Ивановичу, уничтожила. Таким образом, эта переписка, которую князь вел не из родного Петербурга, а из Константинополя, обретает еще большую ценность.

Уверен, что внимание читателей привлечет и другой документальный комплекс юбилейного «Российского Архива», напрямую касающийся еще одного героя пушкинской жизни — графа Михаила Семеновича Воронцова, новороссийского и бессарабского генерал-губернатора. В частности, альманах публикует целую россыпь докладов, которые посылал своему непосредственному начальнику в 1828–1837 годах таврический гражданский губернатор Александр Казначеев.

Но этим содержание ХХ тома «Российского Архива» не исчерпывается. Здесь можно прочесть донесения Николаю I, отправленные директором почтового департамента князем Александром Голицыным, к слову, личным другом императора. Кроме того, читатели альманаха смогут ознакомиться с письмами сестер Петра Великого, с интереснейшим дневником дочери крупного помещика Юлии Петровны Перцовой, оставившей яркие воспоминания о жизни Москвы и других русских городов эпохи первых послепушкинских лет, а также — с записками родственницы грозного властителя Кавказа Алексея Петровича Ермолова.

Все это документальное великолепие позволяет не только прикоснуться к неизвестным страницам истории и культуры России, но и еще раз окунуться в дивный мир старого русского языка, золотого века дворянской культуры.