9 июня — 340 лет со дня рождения Петра I. Великий реформатор принес России больше пользы или вреда?

08.06.2012

PRO

Павел КРОТОВ, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета:

Годы правления Петра I Великого действительно стали гранью времен, отделившей Московскую Русь от России Нового времени. Что представляла собой Россия в год вступления десятилетнего царя на престол в 1682 году? Приблизительно один человек из сотни умел читать и писать. Высших учебных заведений, русских профессоров не было. Наука отсутствовала. Единственным океанским портом страны был Архангельск. Военно-морской флот отсутствовал. Основную часть армии составляли полупрофессиональные войска. Административная система монархии носила архаичный характер.

Важнейшими жизненными ориентирами для Петра были Александр Македонский, Юлий Цезарь, а также император Константин Великий, сделавший христианство официальной религией и переместивший столицу из Рима в Константинополь.

Царевич Петр с четырех лет учился читать по рукописной книге о подвигах и деяниях Александра Македонского — «Александрия». Идея великих дел, исторические образцы разума и несокрушимой воли при осуществлении задуманных грандиозных планов сформировали еще в детские годы матрицу сознания преобразователя. Планы эти включали в первую очередь создание могучей армии и флота, выдающиеся военные победы, масштабные реформы в стране, создание новой столицы и как итог превращение России в империю — державу, которая играет великую роль в мировом историческом процессе.

Обозначенные Петром I цели в полной мере совпали с итогами реформаторской созидательной деятельности. При этом обширные преобразования были проведены не только в военной области, но в сферах экономики, культуры, образования.

В 1703 году монарх основал город своих грез Санкт-Петербург. Через одиннадцать лет он был предъявлен России и Европе в качестве новой столицы — «царствующаго града Санктпитербурха».

Осенью 1714 года на палубе спущенного на воды Невы со стапеля Адмиралтейской верфи корабля царь выступил с речью. Пусть Петр Великий снова, спустя три столетия обратится к нам, людям XXI века: «Кому из вас, братцы мои, хоть бы во сне снилось лет тридцать тому назад, что мы с вами здесь у Остзейского (Балтийского) моря будем плотничать и в одеждах немцев; в завоеванной у них же нашими трудами и мужеством стране воздвигнем город, в котором вы живете; что мы доживем до того, что увидим таких храбрых и победоносных солдат и матросов русской крови,.. доживем до того, что меня и вас станут так уважать чужестранные государи?.. Покамест советую вам... твердо надеяться, что, может быть, еще на своем веку вы пристыдите другие образованные страны и вознесете на высшую степень славу русского имени».

CONTRA

Максим ШЕВЧЕНКО, журналист, телеведущий:

Император Петр I, наверное, самая трагическая и противоречивая фигура в русской истории. Царь-модернизатор, заслуги которого в деле технологического развития России трудно переоценить, одновременно был человеком, который не понимал и не видел страны, в которой стал государем.

Мы знаем о чудовищной жестокости Петра I по отношению не только к своим врагам, но и к таким близким людям, как сын царевич Алексей или бывшая жена Евдокия Лопухина. Известны и его метания между гулящими девками, и гомосексуальные похождения, и откровенное богохульство, к которому он насильно привлекал верующих православных людей, включая священноначалие Русской церкви, на так называемые «Всешутейшие, всепьянейшие и сумасброднейшие соборы» во имя Бахуса. Сам Петр считал, что каждый человек должен быть частью большой государственной машины, которая должна работать под его началом. Именно поэтому, не считаясь ни с кем и ни с чем, он ломал о колено собственной, подчас изуверской, воли любое проявление человеческой свободы, еще сохранившейся у русских людей к началу XVIII столетия.

Стоит отметить, что Петр во многом был продолжателем политики своего отца царя Алексея Михайловича. Последний, совершенно несправедливо названный Тишайшим, затеяв провокационную церковную реформу, развязал в России настоящую гражданскую войну. Одной из целей этих преобразований было оттеснение от церковной и светской власти огромных слоев великорусского православного общества. Того самого народа, который в результате кровопролитной войны с иноземными захватчиками в 1613 году привел Романовых к власти. Но если Алексей Михайлович опирался на тех же иностранцев тайно, то Петр Алексеевич делал это откровенно, унижающим русских людей образом: в петровском окружении процветали фаворитизм и казнокрадство, притчей во языцех стало чудовищное воровство петровских царедворцев, которые зачастую путали государственную казну с собственным карманом.

Но при всех этих чудовищных проявлениях, притом что и Православная церковь, и русский народ были для первого российского императора лишь инструментом и материалом его государственных преобразований, сам император искренне желал России величия. Так, именно Петр I выиграл Северную войну, ключевое политическое событие начала XVIII века. Если бы Россия тогда проиграла Швеции, то вполне могла бы просто прекратить свое историческое существование. Именно он добился того, что крупнейшая империя того времени — Османская — признала нашу страну как полноправного субъекта внешней политики. Поэтому мы говорим о Петре I как о человеке, введшем Россию в мировую политику, построившем эффективную систему государственных институтов, мощные армию и флот. И как результат — создавшем великую Российскую империю, в основу которой было положено презрение к исторической России и ее народу. И именно в этом — главное противоречие личности Петра I.