И Кастро — такой молодой

Игорь ДМИТРИЕВ

25.07.2013

26 июля на Кубе отмечается День национального восстания. Ровно шестьдесят лет назад 165 повстанцев пошли на штурм армейских казарм Монкада в Сантьяго-де-Куба, втором по величине городе страны. И потерпели сокрушительное поражение, казавшееся тогда гибелью революции.

Парадоксально, но именно дата неудавшегося восстания (а не победы, наступившей через долгие пять с половиной лет) стала для кубинцев главным национальным праздником.

Что из себя представляла Куба в начале 50?х? Сырьевой и куротно-развлекательный придаток США.?Американцы контролировали на острове все и вся, включая политическую власть. Под присмотром янки диктатор Фульхенсио Батиста жестоко подавлял любое вольнодумство. В стране была отменена Конституция, запрещены многие политические партии.

Несколько десятков молодых образованных кубинцев решили поднять народ на борьбу с оккупационным режимом — и не пустыми словами, а действием. Начать вооруженное восстание революционеры хотели с захвата военных казарм Монкада в честь столетия великого кубинского писателя-патриота Хосе Марти. Около года шла подготовка к штурму. Чтобы собрать средства, необходимые для приобретения оружия, многие из них отдали все, что имели. Соблюдали конспирацию. Как потом рассказывал Фидель Кастро, «нам приходилось изображать из себя богатых людей, увлекающихся стрелковым спортом».

Штурм казарм начался на рассвете. Революционеры, среди которых были и две девушки, надеялись застать врасплох спящий гарнизон, завладеть складом оружия и поднять на восстание население города. В случае неудачи предполагалось уйти в горы и начать партизанскую войну. В итоге не вышло ни то, ни другое. Нападение было отбито, горожане повстанцев не поддержали.

Батиста приказал за каждого убитого солдата казнить по десять схваченных в плен революционеров. Одних расстреливали после зверских пыток, других заживо закапывали со связанными за спиной руками. Через несколько дней были схвачены и вожаки штурма — братья Фидель и Рауль Кастро, которым дали по 15 лет тюремного заключения…

Казалось, все кончено, революция погибла. Но именно в этом вроде бы безнадежном поражении и родилась будущая победа. По Кубе прокатилась волна массовых возмущений жестокими казнями, началась всеобщая забастовка рабочих сахарной промышленности. Режиму, при котором сахар был главной статьей экспорта, эта забастовка была совершенно не нужна. Батиста подписал закон об амнистии.

Оставшиеся в живых революционеры, отсидев два года в тюрьме, уехали в мексиканские джунгли. Там они стали осваивать азы воинской мудрости под руководством полковника Альберто Байо — одного из руководителей партизанского движения в годы гражданской войны в Испании. Фидель Кастро заявил: «Мы станем свободными или принесем себя в жертву».

В декабре 1956 года они отправились к берегам Кубы на яхте «Гранма» («Бабушка»). Уже сама эта экспедиция была смертельным риском. На яхте, рассчитанной всего лишь на 25 человек, находились 82 повстанца, боеприпасы и продовольствие. К тому же, на кубинском берегу яхту уже поджидали свыше тысячи солдат Батисты. Окрестности просматривались летавшими на бреющем полете самолетами.

Чтобы спрятаться, революционеры высадились из яхты в мангровых зарослях перед огромным двухкилометровым болотом и пересекли его, утопая по грудь в вонючей жиже. Че Гевара позже вспоминал: «Заплетающейся походкой мы ступили на твердую землю, являя собой армию призраков…» До спасительного убежища — гор Сьерра-Маэстра — им надо было пройти сорок километров.

До условленного места — заброшенной в горах усадьбы — добрались всего 22 человека с двумя автоматами на всех. Это против 30?тысячной регулярной армии! Однако слухи о повстанцах в горах Сьерра-Маэстра стали распространяться по окрестностям. На их сторону переходили солдаты и местное население. В итоге правительственные войска были разгромлены. Отряды молодых «барбудос» («бородачей») в новогоднюю ночь 1959 года триумфально вошли в Гавану, откуда спешно бежал за границу Батиста вместе со своей свитой.

Новое правительство во главе с Фиделем Кастро повысило зарплату бюджетникам, изменило налоговую систему, резко снизило квартплату, плату за электричество и телефон, цены на медикаменты, подписало закон о передаче земельных владений площадью свыше 400 га арендаторам и безземельным сельским труженикам, национализировало крупную и среднюю промышленность, железные дороги, банки, крупные торговые сети… Потом были и попытка США свергнуть кубинскую власть высадкой десанта в Заливе Свиней, и десятки покушений на Фиделя. Все напрасно. Нельзя уничтожить тех, кто умеет обращать поражение в победу.