Исчадие ада или эффективный менеджер?

Игорь ДМИТРИЕВ

28.06.2013

Личность Берии вызывает самые противоречивые оценки: одни называют его исчадием ада, другие — эффективным менеджером своего времени. На вопросы «Культуры» отвечают авторитетные историки, во многом придерживающиеся противоположных точек зрения: главный научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий ЖУКОВ и заместитель председателя Совета центра «Мемориал» доктор философии Никита ПЕТРОВ.

культура: Самые массовые и жестокие репрессии в стране связывают с именем Берии. Это справедливо?

Петров: И в ходе «большого террора», и по его окончании в период «нормализации» Берия был всего лишь инструментом в сталинских руках. Разумеется, Сталин заметил и возвысил Берию за вполне конкретные заслуги. В 1937–1938 годах, когда Берия еще возглавлял грузинский ЦК, он лично принимал участие в допросах и избиении заключенных. Он проявил редкостное рвение в разоблачении «врагов народа». Возглавив в ноябре 1938-го НКВД, Берия в связи с директивой ЦК об окончании «массовых операций» освобождает порядка 100–150 тысяч арестованных, кого не успели осудить «тройки». Но практически тут же разворачивает новый виток репрессий. В 1939-м — массовые аресты и депортации на отторгнутых у Польши землях, завершившиеся расстрелами польских офицеров в Смоленске, Калинине и Харькове («Катынское дело»), в 1940–1941-х — аресты и массовые депортации по социальному признаку в Литве, Латвии, Эстонии. Бериевские выдвиженцы в НКВД не останавливаются перед выполнением любого, даже самого преступного приказа. Спектр их деяний широк: похищения, тайные убийства и бесчеловечные опыты над приговоренными к смерти.

Жуков: На счету Берии есть только одна репрессивная акция: это подавление меньшевистского восстания в Гурии и Мингрелии в 1924 году, когда он был зампредседателя ЧК Грузии. Тогда по приказу Берии было расстреляно 980 повстанцев, подавляющее большинство которых было дворянами, недовольными тем, что у них отняли землю, и бывшими царскими офицерами. Больше за Берией таких жестких мер не водится. Напротив, именно для того, чтобы прекратить репрессии «ежовщины», которые уже угрожали всему партийно-государственному руководству страны и даже самому Сталину, Маленков и предложил назначить Берию начальником главного управления госбезопасности НКВД. После этого начался процесс реабилитации.

Сотрудниками НКВД вместо малограмотных «ежовцев» стали люди с высшим образованием. Вышли на свободу около миллиона человек, были арестованы те энкавэдэшники, которые занимались фальсификациями «контрреволюционных организаций», их судили, часто приговаривая к расстрелу. Эйхе, Блюхер, Постышев, Косарев и подобные им, в репрессиях по отношению к которым обвиняется Берия, были палачами с руками по локоть в крови. Они были в числе инициаторов «ежовщины». С нею и покончил Берия.

культура: Как оценивается руководство Берией «атомным проектом»?

Петров: Во главе «атомного проекта» Берия оказался не случайно. Нужен был человек, обладавший властью на уровне Политбюро и Совнаркома, чьи распоряжения будут безропотно выполнять и лагерная система НКВД, и госбезопасность, и хозяйственные наркоматы. На «атомный проект» работала вся страна — от простых зэков до инженеров и ученых. Даже немецкие специалисты были завезены из поверженной Германии. Модернизация по-бериевски — это шарашки. Каким-то ученым это действительно спасло жизнь. Вот эта схема и есть визитная карточка того режима. Сам Берия ничего не понимал в науке, но твердо знал и помнил одно: если он не выполнит сталинское требование создать бомбу — его голова на плахе. Это по цепочке передавалось ниже, вплоть до рядовых работников бериевского Спецкомитета. В задачи Берии входило: обеспечить ученых во главе с Курчатовым всем необходимым — оборудованием, ресурсами, построенными по их проектам объектами. С ролью хозяйственника Берия справился, но вместо благодарности Сталин 9 ноября 1951-го крепко прижал его, затеяв «Мингрельское дело».

Жуков: Эта работа отнимала у него практически все время, и он сделал великое дело, создав атомную бомбу. Кстати, мы вовсе не воровали у американцев идею ядерного оружия. Советские ученые занимались этими разработками еще с 42-го года. У американцев, благодаря нашим руководителям Антифашистского комитета, мы позаимствовали лишь технологию. Существует миф, что атомный проект был реализован с помощью шарашек. Чушь! В шарашки синхрофазотрон не поставишь. Ученых, конечно, охраняли, но они могли свободно перемещаться по территории города. В таком же положении были и сотрудники американских лабораторий Лос-Аламоса. А вообще шарашки были прекрасным способом достижения научного прорыва. Собирали умные головы, давали им хорошие лаборатории, обеспечивали всем необходимым. Не разрешалось только покидать территорию, но это и способствовало тому, что ученые полностью отдавались работе.

культура: Причастен ли Берия к смерти Сталина?

Петров: Максимум, что можно инкриминировать руководящей четверке — Маленкову, Булганину, Берии и Хрущеву, это неоказание вовремя медицинской помощи Сталину. Но объективные условия были созданы им самим. Аресты кремлевских врачей, обстановка страха и подозрительности среди подчиненных и даже ближайших соратников — все это создало вокруг Сталина вакуум. Обстановка, когда даже соратники полагали: лучше не спешить и не проявлять инициативу. А то ведь можно оказаться без вины виноватым.

Жуков: В феврале 51-го Сталин был фактически отстранен от власти. Его здоровье резко ухудшилось, началась болезнь Альцгеймера. Он уже не занимался никакими государственными вопросами, а только сидел на даче, гулял и делал домашнее вино. За реальную власть боролись Берия и Маленков. Первый стал и.о. предсовмина, а второй — и.о. первого секретаря ЦК КПСС. Берии досталось государство, а Маленкову — партия. Борьба между ними шла не на жизнь, а на смерть. Им обоим была невыгодна смерть Сталина, пока канат власти не перетянут на чью-либо сторону.

культура: Как можно оценить реформаторские планы Берии?

Петров: Ничего сверхреформаторского в инициативах Берии не содержалось. Это были давно назревшие меры, которые поддержали все члены Президиума ЦК КПСС. Закрытие многих масштабных строек имеет вполне прозаическое объяснение: не хватало денег. Во всех его инициативах прослеживается ментальность полицейского. После смерти Сталина он первым кинулся его разоблачать, потому что Берии было важно переключить внимание на недавние сталинские преступления, вызволить своих арестованных соратников по «Мингрельскому» и другим делам. Он не понимал, что его собственные преступления никогда не будут забыты. Ошибкой было и то, что Берия возглавил и госбезопасность. Ему казалось — так будет надежнее, можно контролировать систему и ее архив. Но по отношению к остальным членам Президиума это была бестактность. Берия стал первым среди равных, контролируя аппарат репрессий, подчинявшийся только Сталину. А назначив на руководящие посты своих, ранее изгнанных из органов соратников, он изрядно напугал остальных членов кремлевского руководства, чем предрешил и ускорил свой конец.

Жуков: После смерти Сталина в руководстве страны четко обозначились две противоположные политические линии. Маленков был сторонником того, чтобы деньги в первую очередь вкладывались в легкую промышленность, а Берия настаивал на том, что кругом — враги, и приоритет должен оставаться за оборонкой. Ведь именно с этой промышленностью он был связан еще с 40-х годов...

культура: Можно ли говорить, что именно Берия начал проводить разумную национальную политику?

Петров: Предлагаемые Берией меры были прежде всего направлены на «оздоровление обстановки» в Литве и Украине. «Умиротворение» по-бериевски — это показные шаги по выдвижению национальных кадров в руководство республик. С тех пор и укрепилась схема, по которой 1-й секретарь ЦК республики был представителем титульной национальности, а 2-й секретарь — креатурой ЦК КПСС.

Жуков: Действительно, Берия в союзе с Хрущевым стал усиливать национальные республики: дескать, почему это везде заправляют русские, надо давать дорогу местным кадрам. Вероятно, в нем взыграло национальное чувство, чего никогда не было у Сталина.

культура: Правда ли, что Берия вынашивал план объединения двух Германий, фактически сдачи ГДР?

Петров: Это очередной миф. На самом деле Берия не выступал за слияние Германий, а предложил отказаться в ГДР от провозглашенного в 1952 году курса «на форсированное строительство социализма», искусственного насаждения сельхозкооперативов (аналог советской коллективизации), ограничения среднего и мелкого частного капитала. Эта инициатива была продиктована, прежде всего, тем, что тысячи восточных немцев бежали на запад. Если бы это продолжалось, ГДР могла бы вообще обезлюдеть. Кстати, эти предложения одобрил Президиум ЦК КПСС, возражал только Молотов. Уже после ареста, Берии приписали идею об отказе от социализма в ГДР, хотя ничего подобного он не предлагал.

Жуков: Это был план Сталина, а не Берии. Идея создания единой нейтральной и демилитаризованной Германии была уже согласована с руководителями США и Великобритании. Ось нейтральных государств Швеция – Германия – Швейцария должна была стать буфером, разделяющим просоветский и прозападный блоки.