Надежда революции

Юлия ГОНЧАРОВА

22.02.2014

Пламенный революционер, марксист, большевик, соратник, народный просветитель — все эти определения, в общем, верно рисуют портрет Надежды Крупской. Но какой-то однобокий он получается и слишком мужской. Накануне 145-летия со дня рождения жены вождя мирового пролетариата спецкор «Культуры» вместе с автором бестселлера «Кремлевские жены» писательницей Ларисой ВАСИЛЬЕВОЙ попытались восстановить ее женский облик.

культура: Почему Вы взялись за исследование жизни Надежды Крупской? 
Васильева: Мой отец, один из конструкторов танка Т-34 Николай Кучеренко, был вхож в Кремль. Бывала там и я, познакомилась со многими «кремлевскими женами». Но главный источник информации — писатель Иван Попов. В Париже в 1909 году по рекомендации Инессы Арманд — с ней Попов подружился в ссылке в Мезени — он близко познакомился с четой Ульяновых. Летом 1953 года я жила у него на даче, и он поделился со мной воспоминаниями о Ленине и Крупской. Это очень интересная, по-своему романтическая история — я не могла о ней не написать.

культура: Образ Надежды Константиновны далек от романтики... 
Васильева: Все это результат болезни — она превратилась в неопрятную старуху: крупное, одутловатое лицо, редкие волосы, собранные в пучок на затылке, глаза навыкате. Но в молодости Наденьку оценивали совсем по-другому. Юная Крупская мало походила на «синий чулок». «У Нади была очень белая тонкая кожа, а румянец, разлившийся от щек на уши, на подбородок, на лоб, был нежно-розовый. Это так ей шло, что моя Надя, которую я часто жалела, что она некрасивая, казалась мне просто хорошенькой», — вспоминает ее подруга Ариадна Тыркова-Вильямс. У нее была прямая осанка, прекрасной формы кисти рук, шикарная русая коса. Более того — она не ревновала к чужому успеху. Та же Тыркова-Вильямс вспоминает: «Идя со мной по улице, Надя иногда слышала восторженные замечания обо мне... Наклонив голову немного набок, она сверху поглядывала на меня, и ее толстые губы вздрагивали от улыбки, точно ей доставляло большое удовольствие». Другая бы сдохла от зависти, а этой был приятен успех подруги.

культура: Поклонники у Крупской были?
Васильева:  В 1890-м, за четыре года до встречи с Лениным, Надежда знакомится в революционном кружке со студентом-технологом Классоном. Начинает посещать его марксистский кружок. При встречах с Ариадной Надя, не называя имени, говорила ей об «одном товарище», много значащем в ее жизни. Насколько близкими были их отношения, судить не будем. Во всяком случае, Крупская посещает Публичную библиотеку, пользуясь читательским билетом Классона. Она становится учительницей на курсах для рабочих. Те наперебой провожают ее домой. Тут из поклонников выделяется Иван Бабушкин, впоследствии известный революционер-подпольщик. Высокий, статный, усатый.

культура: Почему же она выбрала невзрачного Ленина?
Васильева: Ей был нужен тот, кто поведет за собой. Несмотря на маленький рост, Ленин умел зажечь женщин. С ним Крупскую познакомил все тот же Классон, он пригласил ее на блины в марксистский кружок — ждали «одного приезжего волжанина». Она влюбилась не в Ленина, а в инструмент революции, увидела в нем лидера, вождя и готова была идти за ним до конца. Единственной любовью Крупской всегда была и оставалась революция. А с Лениным она поняла, что революция близка и возможна! Это и решило ее судьбу.

культура: Как развивались их отношения?
Васильева: В течение нескольких лет они были просто товарищами, хотя, безусловно, нравились друг другу. Крупская с ее косой и милым выражением лица выглядела вполне как тургеневская девушка. А Ильич в юные годы зачитывался «Дворянским гнездом». Предложение о замужестве Крупская получила в письме, когда сидела в тюрьме. Ее приговорили к ссылке, и Надежда попросила отправить ее в Шушенское. Причем вместе с матерью. Сама она вспоминала то время, как самое счастливое в жизни. Щеки горели, тоненькая фигурка и скромные, но петербургские платья, длинные распущенные волосы вызывали восторженные взгляды. В Шушенском в ней проснулась страстная женщина. Крупская писала: «Мы ведь молодоженами были — и это скрашивало ссылку». Среди многих ссыльных она была самой привлекательной — конкуренток не было. Все, кто встречал Крупскую в Шушенском, в один голос восхваляли ее прелести, а революционер Лепешинский говорил, что от ее очарования у всех дух захватывало. В нее влюблялись.

Например, революционер Виктор Курнатовский — он был очень красив. Обычно скромная, молчаливая Крупская поразила его образованностью и остротой суждений. Между ними проскочила искра. Позже она приезжала к уже больному Курнатовскому в Париж, похоже, без ведома Ильича. Вот воспоминания того периода: «Я заходила к нему несколько раз. Приносила ему газеты... Мы долго разговаривали с ним по душам». 

культура: Брак атеистов Крупской и Ульянова был благословлен церковью?
Васильева: Да, власти вынудили их повенчаться в 1898 году, что очень радовало ее мать — Елизавету Васильевну, она была очень набожной. Да и сама Надежда писала, что в детстве проводила много времени перед иконами. 

культура: А почему у них не было детей?
Васильева: Крупская любила детей, но болезнь лишила ее счастья материнства.

культура: Но ведь многие женщины с гипертиреозом — базедовой болезнью — рожают...
Васильева: Не надо забывать, что «базедка», как она ее называла, осложнялась сопутствующими заболеваниями. А также колоссальной эмоциональной и физической нагрузкой, тюрьмами, ссылками. Она пыталась лечиться, но официальная медицина тогда была слаба, а к народной революционерка-атеистка не могла прибегнуть. Не богатырского здоровья был и Ильич. Да и поженились они уже почти тридцатилетними. 

культура: Известный историк и кулинар Вильям Похлебкин пишет, что причиной атеросклероза у Ленина было плохое питание. Что Крупская кормила его исключительно яйцами, поскольку хозяйка из нее была плохая. Это правда?
Васильева: Хозяйка отвратительная, это правда. Но она никогда не занималась рационом Ильича. Ее мать была молодоженам и кухаркой, и прачкой, и горничной. Да и воспоминания Надежды о быте в ссылке говорят сами за себя: «Дешевизна в этом Шушенском была поразительная. Например, Владимир Ильич за свое жалованье — восьмирублевое пособие — имел чистую комнату, кормежку, стирку и чинку белья… Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока не съест; покупали на неделю мяса, работница во дворе в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, тоже на целую неделю. Но молока и шанег было вдоволь». А с приездом Крупской и ее заботливой матери жизнь у Ленина стала веселее. Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. Вначале случалось, что я опрокидывала ухватом суп с клецками, которые рассыпались по исподу. В октябре появилась помощница, тринадцатилетняя Паша, худющая, с острыми локтями, живо прибравшая к рукам все хозяйство». Ярую противницу угнетения рабочего класса совершенно не смущает, что у нее в прислугах практически ребенок. В ссылке, в Париже, вспоминал Попов, их бытом занимались квартирные хозяйки, знакомые, в том числе Инесса Арманд. 

культура: Все-таки был у Инессы роман с Лениным?
Васильева: Она любила его как своего учителя. Мало кто знает, что книгу Ленина «Развитие капитализма в России» она прочла, еще будучи замужем за купцом Александром Армандом. С этого началось ее революционное прозрение. Она поверила Ленину. Пошла за ним. Сначала заочно. Потом рядом. Свечку никто не держал, но слухов ходило много. В яркую, одухотворенную, деятельную Арманд трудно было не влюбиться. Есть документальные факты, которые можно трактовать по-разному. Инесса присылает женатому Ленину письмо из Парижа: «Дорогой, я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, говорить с тобой иногда было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя». Ленин тоже пишет Инессе: «Пожалуйста, привези, когда приедешь, все наши письма (посылать их заказным сюда неудобно: заказное письмо может быть легко вскрыто друзьями)… Пожалуйста, привези все письма, приезжай сама, и мы поговорим об этом».

культура: Крупская ревновала его?
Васильева: Конечно, как и любая другая женщина. Но главной ее целью была победа революции. А если для этого Ленину надо влюбиться в Арманд, она переживет. Ведь Арманд очень много делала для общей идеи: работала в партийной школе пропагандистов в Лонжюмо, где стала завучем, вела агитацию среди французских рабочих, переводила работы Ленина, издания ЦК партии. Когда Арманд неожиданно заболела на Кавказе холерой и умерла, Крупская шла с вместе с Лениным за ее гробом, поддерживая его.

культура: Какова все-таки главная роль Крупской в истории?
Васильева: Прежде всего жены и соратницы. Крупская очень много работала — одна заменяла целый секретариат. Сумела показать себя не просто «приложением к Ленину». Серьезно занималась народным образованием, именно ей мы обязаны всеобщим обучением. Скольким помогла! Ни один человек из тех, кто встречался с нею, не мог сказать о ней  дурного слова. А потом, с 1918 года у нее на руках больной Ильич. В него было выпущено три отравленные пули, а извлекли только две. Яд последней постепенно убивал его. Но при этом он с декабря 1918-го по февраль 1920-го из 101 заседания Совета рабоче-крестьянской обороны не председательствует лишь на двух. В 1919 году руководит работой 14 пленумов ЦК. Выступает на митингах, много пишет. Последние статьи появляются в 1923 году. В этом и ее огромная заслуга. В их отношениях она была той самой шеей, которая поворачивала голову в нужную сторону.   

культура: Любил ли Ленин свою Надежду?
Васильева: Думаю, да — как часть себя. Более двадцати лет супружества — не шутка. Есть свидетельство часового, что Ильич чувствовал приближение жены, когда она только подходила к квартире. Когда Крупская поссорилась со Сталиным, Ленин, с моей точки зрения, совершил как муж очень достойный поступок. Он диктует письмо Иосифу Виссарионовичу: «Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Хотя она вам и выразила согласие забыть сказанное, но тем не менее этот факт стал известен через нее же Зиновьеву и Каменеву. Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу вас взвесить, согласны ли вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения». Умирающий мужчина защитил свою женщину...

культура: Сейчас идет много споров о необходимости предать тело Ленина земле. Что думала Надежда Константиновна по этому поводу?
Васильева: Сразу после смерти Ленина она направила в ЦК письмо с отказом от наследства. По свидетельству очевидцев, на похоронах Крупская не пролила не слезинки, но она очень страдала. Говорили, что Сталин заставлял ее ходить в Мавзолей, упрекая, что она забыла любимого мужа. Крупская же умоляла похоронить Ленина. Ей было невыносимо, что тело мужа лежит непогребенное, в двух шагах от ее квартиры. 

культура: Некоторые считают, что Сталин виновен в ее смерти...
Васильева: 26 февраля 1939 года Крупская праздновала свое семидесятилетие. Да, Сталин прислал торт, но его ели все гости, а умерла только она одна. По слухам, от отравления, но виновность отца народов отрицают все очевидцы и историки. Похоже, истинная причина смерти первой советской «кремлевской жены» так и останется загадкой.