Пощады никто не желает

Нильс ИОГАНСЕН

07.02.2014

9 февраля 1904 года на рейде корейского порта Чемульпо бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли бой с превосходящими силами эскадры контр-адмирала Сотокити Уриу. В это день началась Русско-японская война.

Недавно переехавший в новое просторное здание Морской музей открыл большую экспозицию, посвященную подвигу «Варяга». Корреспондент «Культуры» отправился в Санкт-Петербург. В здании Биржи, где до лета 2013 года размещалось собрание, на всю Русско-японскую войну был выделен всего один небольшой стенд. А ведь экспонатов по этой теме в запасниках немало.

Родом из Филадельфии

Под историю «Варяга» и «Корейца» теперь, действительно, отдали приличного размера зал. Но пока он практически пуст, присутствуют только модели обоих кораблей, портрет Всеволода Руднева и еще пара экспонатов. «Согласно нашим планам, размещение экспозиции, оборудование всех залов мы завершим к 1 мая 2014 года», — объясняет директор Федерального государственного казенного учреждения культуры и искусства «Центральный военно-морской музей» Министерства обороны Российской Федерации Руслан Нехай. Придется еще немного подождать. Зато экспозиция будет полной и интересной, из двухсот единиц хранения по данной теме выставят около сотни. Это много. Всего в музее более 750 тысяч артефактов, на обозрение представят 200 тысяч — тоже прилично. Но «Варяг» явно в фаворитах.

Как и большинство моделей кораблей в экспозиции, макет крейсера выполнен компанией-подрядчиком, в данном случае это верфь «William Cramp and Sons» (Филадельфия, США). 

Традиция сохранилась до сих пор, буквально на днях завод-изготовитель передал в музей модель новейшей атомной подводной лодки. «Можно заметить, что на многих старинных макетах кораблей хватает всякой «мишуры» — никелированные торпедные аппараты, сверкающие орудия. Сделано это для красоты, чтобы адмиралы и чиновники, осуществляющие госприемку проекта, порадовались. Сегодня модели тоже украшают», — объясняет ведущий методист музея Андрей Руденко.

Несмотря на «импортное» происхождение, родословная крейсера российская — эскизный проект разработан Балтийским заводом. Однако заказы на серию кораблей разошлись по всему миру: полностью осилить такое строительство царская оборонка не могла. Наиболее удачными оказались спущенные на воду в Германии систершипы «Варяга». А вот американцы сильно накосячили. «Энергетическая установка крейсера оказалась и ненадежной, и недостаточно мощной. «William Cramp and Sons» поставили свои паровые котлы системы Никлосса, между тем отечественные, типа Бельвиля-Долголенко (усовершенствованная в России версия французского аналога, они стояли в том числе и на «Авроре»), значительно лучше по всем показателям», — говорит научный сотрудник музея Валерий Исин.

Английская «заначка»

Личные вещи контр-адмирала Руднева, награды моряков-героев, обмундирование, фотографии — все это вскоре будет доступно для посетителей Морского музея. Но главные артефакты с «Варяга» — его орудия — хранятся не в России.

Как известно, японцы быстро подняли полузатопленный крейсер и ввели его в состав своего флота под именем «Соя». «У корабля стало два названия — буквы «Варягъ» позолотили, а внизу написали «Соя». Таким образом почтили память его прежнего экипажа. Хотя стоит отметить, что о каком-то особом героизме японцы не распространялись, по их мнению, настоящие воины и не должны сдаваться. Всеволода Руднева японский император Муцухито впоследствии наградил орденом Восходящего солнца II степени. Правда, тот его ни разу не надел», — рассказывает научный сотрудник музея Виктор Малышев.

Во время Первой мировой Страна восходящего солнца стала союзником России, «Сою-Варяг» продали нашей стране. С рассрочкой платежа. Правда, Япония так ни копейки и не получила. Крейсер перегнали в Великобританию на модернизацию, но тут грянули революции, счета за ремонт перестали оплачиваться, и англичане «приватизировали» корабль. Его оперативно разоружили, сняли все ценное, а корпус продали Германии на металлолом. Орудия же поступили на склады королевского адмиралтейства. «Англичане — очень прижимистый народ, ничего не выкидывают и зря не уничтожают. Скорее всего, пушки «Варяга» так и лежат на каком-то складе. По идее, их можно попытаться найти и выкупить, поставить в наш музей», — считает Исин.

Крейсер был вооружен дюжиной 152-мм орудий системы Канэ, которые по лицензии производились на Обуховском заводе. Оттуда они и приплыли в Штаты. «На предприятии должна сохраниться документация. На оборонных заводах всегда был порядок с бумагами. Кстати, в те годы производством артиллерии на Обуховском заведовал генерал-майор Василий Иванович Колчак, отец адмирала. Порядок у него был отличный, то есть номера орудий найти реально. А уже по ним можно искать, запрашивать Англию. Правда, вовсе не факт, что нам их продадут, могут и упереться — раритет», — объясняет Виктор Малышев. Хочется надеяться, что орудия героического крейсера все-таки вернутся на Родину.

Ссыльный каперанг

Артефакты — только видимая часть того культурного и исторического наследия, которое хранится в Морском музее. Главное достояние — информация, собранная его сотрудниками. Например, о личности командира крейсера. Капитан первого ранга Всеволод Федорович Руднев был человеком с очень непростой судьбой. Он, офицер новой формации, активно изучал самый передовой опыт мировых флотов и пытался внедрять его в России. Чем весьма злил начальство. «По сути, Руднева на «Варяг» сослали, убрали из штабов. В те годы флотом еще командовали «парусные» адмиралы, которые не понимали и не хотели понимать, что их времена ушли, что современные броненосцы воюют по-другому, нежели привычные им деревянные линкоры, фрегаты и бриги. Молодой и амбициозный каперанг их раздражал, в итоге ему дали контр-адмирала, а потом отправили в отставку», — говорит Андрей Руденко.

Всеволода Руднева обвиняли в том, что он не взорвал свой крейсер, а только его затопил. «Взорвать было попросту невозможно, на «Варяге» кончились снаряды и заряды. Придирались как могли. Да и в звании его повысили только для того, чтобы убрать из Порт-Артура в Санкт-Петербург, отлучить от реальной службы. А потом, по сути, выгнали с флота. Говоря прямо, дряхлые адмиралы его попросту убили. Руднев не представлял своей жизни без флота и вскоре умер», — рассказывает Виктор Малышев.

В главной роли — «Аврора»

В музейном зале на большом телеэкране в режиме нон-стоп крутится художественный фильм о подвиге крейсера и канонерки. Картина вышла в прокат в 1946 году. В роли «Варяга» снялся другой знаменитый корабль — «Аврора». Особой аутентичности, конечно, не получилось: крейсеры типа «Диана» и поменьше, и выглядят иначе. Но старались как могли. 

«Главный калибр «Авроры» — те же 152-мм орудия системы Канэ, — пропали в ходе Гражданской, — позднее установленные 130-мм корабельные пушки Б-7 образца 1913 года были уничтожены в Великую Отечественную при обороне Ленинграда. Поэтому на экране мы видим муляжи, зато очень качественно выполненные», — объясняет Валерий Исин, который много лет проработал на «Авроре». Всеволода Руднева в картине «Крейсер «Варяг» сыграл Борис Ливанов. Классика советского батального кинематографического жанра. Кто не видел — рекомендуем.

А из динамиков по музейному залу разносится «Наверх, вы, товарищи, все по местам...» Песня, история которой тоже малоизвестна. В начале 1904 года, вскоре после боя у Чемульпо, немецкий поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der «Warjag» (Auf Deck, Kameraden, all’ auf Deck!..). Его немедленно, практически дословно перевели на русский, а к лету того же года военный музыкант Алексей Турищев положил слова на свою музыку. Кстати, в ГДР к русской мелодии впоследствии приспособили «родной» текст. На фоне немецких переводов «Катюши», «Идет солдат по городу» и прочих песен Национальной народной армии эта звучала наиболее ярко.