Порошковая демократия

Феликс ГРОЗДАНОВ

27.07.2013

Сто десять лет назад, в 1903?м, был изобретен промышленный способ изготовления растворимого кофе.


Кофе, наряду с нефтью и газом, входит в число самых покупаемых товаров в мире. Эта индустрия — выращивание, сушка, фасовка, продажа — кормит более двадцати пяти миллионов человек. На каждого жителя Земли приходится свыше четырех килограммов «бразильского золота» в год. Способам приготовления кофе несть числа — холодный или горячий, со сливками или льдом, в турке или френч-прессе. В самом начале прошлого века к существовавшему с IX столетия натуральному кофе добавился растворимый.

Вообще-то в 1903?м немецкий доктор Людвиг Роселиус работал над созданием кофе без кофеина — для пользы пациентов. Он давно заметил, что напиток стимулирует нервную систему, тонизирует, улучшает мозговые процессы. Решение пришло, когда Роселиусу доставили бракованную партию продукта — судно, шедшее из Южной Африки, попало в шторм. В лабораторных опытах пропитанные морской солью зерна повели себя несколько иначе, чем обычно, это и натолкнуло доктора на мысль — выпарить из них всю влагу. Горький вкус стал заметно слабее, поэтому пришлось добавить натуральные и искусственные кофейные масла.

В промышленных масштабах порошковый кофе начали производить лишь с 24 июля 1938 года, — таким образом бразильское правительство решило проблему консервации излишков ягод-бобов в стране. Капризный в хранении продукт доставлял немало хлопот. Большая часть партий, заготовленных для экспорта, портилась еще на родине.

Впрочем, преимущества новинки эксперты и покупатели оценили не сразу. Популярность она обрела — так же, как сухое молоко, чай в пакетиках, яичный порошок и бульонные кубики, годом позже — с началом войны. Чтобы не лишать солдат всех радостей жизни, сразу несколько стран сделали госзаказы на поставку растворимого кофе для фронта. Между прочим, напиток являлся стратегическим и составлял часть основного рациона войск многих государств. Тогда, правда, он был порошкообразным. Сегодня его вытеснили гранулированный и сублимированный. Последний считается самым качественным и дорогим, поскольку позволяет почти полностью сохранить вкус, аромат и все свойства натурального кофе. Для его производства очень крепкий настой замораживают, после чего лед в вакууме мгновенно превращается в пар, минуя жидкую фазу, а кофе сохраняется в виде кристаллов.

О качестве продукта можно судить по упаковке — самый дешевый фасуется в жестяные банки. Качественный — только в стеклянные. Еще одна подсказка: не верьте рекламным уловкам, утверждающим, будто кофе приготовлен из лучших сортов арабики. Использовать этот сорт нерентабельно. Он слишком дорогой. Поэтому большинство компаний предпочитают демократичную робусту, которая удешевляет производство в несколько раз.

Всякий опытный бариста заверит вас, что не бывает двух одинаковых чашек кофе — каждая порция напитка «звучит» по-своему. Правда, растворимый кофе серьезные эксперты даже не обсуждают. Что ж, давно прошли времена, когда наши соотечественники давились в очередях за жестяными банками и мечтали получить их в продуктовых «заказах». Теперь мы знаем, что растворимый кофе — как большинство демократических достижений — порой совершенно необходим, но в целом малоинтересен...