Байки с бульвара

Надежда МОРОЗОВА

28.06.2013

С начала июня по Москве разъезжают красные велосипеды — заработал городской прокат. «Давно пора!» — сказали москвичи и сели на колеса. К ним присоединилась и корреспондент «Культуры».

Послали на три цифры

Если вы умеете пользоваться интернетом и системой онлайн-платежей, то взять велосипед напрокат не составит проблем. Еще лучше — иметь доступ к Сети с мобильника. Накануне прогулки регистрируюсь на сайте www.velobike.ru — процедура нехитрая. Тариф выбираю самый популярный — однодневный, за 100 рублей. Но сверх абонентской платы взимается еще и почасовая аренда. Первые 30 минут можно кататься бесплатно, еще полчаса обойдутся как одна поездка в метро. Дальше — больше: второй час оценивается уже в 90 рублей, третий — аж в триста! Так что выгоднее совершать короткие прогулки.

Удобство новой системы в том, что велосипед не обязательно возвращать именно на ту парковку, где его взял. Сейчас внутри Бульварного кольца 30 велостанций. Но сразу столкнулась с проблемой: далеко не на каждой есть свободные места. Так что, если не хотите попасть на переполненную парковку, ориентируйтесь по онлайн-карте. Причем даже ночью любителей покататься предостаточно. К концу сезона обещают увеличить количество парковок до 104, установят их не только в Центральном, но и в Юго-Западном округе.

Подхожу к автомату (он, кстати, работает на солнечных батареях). На табло загорается: «Здравствуйте». Затем умное устройство спрашивает у меня PIN-код и пароль, полученные при регистрации. Ура, единственный оставшийся на парковке велосипед исправен.

«Откройте замок. Код замка 409», — сообщает электронное чудо. И тут я чувствую себя посланной на три цифры: никакой клавиатуры, чтобы ввести пароль, нет. Над ухом раздается спасительное: «Давайте, я Вам помогу!» Любезный прохожий высвобождает моего двухколесного знакомца безо всяких кодов — оказывается, надо просто уверенно выдернуть его из парковочной ячейки. А смутившие меня три цифры не требуется никуда вводить — их нужно набирать на кодовом замке с тросиком. Если, например, захотите на время оставить железного коня где-нибудь на привязи, пока сами загораете на лужайке.

Троллейбус с корзиной

Если взять и сдать байк не составляет труда, то кататься на нем — целое испытание. После родного спортивного велосипеда крутить педали на прокатном тяжеловато — все-таки транспорт специфический, антивандальный. Чувствую себя водителем троллейбуса — статного, тяжелого, перед которым все должны расступаться, маневренным его не назовешь. Корзина на руле прибавляет степенности. Подкованы железные кони цельно-резиновыми колесами — такие не проколоть. Все по фэн-шую: есть и катафоты, и фары от динамо-машины. Но и эти велосипеды не бессмертны. За день мне попался один со сломанным крылом и бессчетное количество — с расшатанными седлами. Но в основном состояние вполне приличное. Делали их по спецзаказу в Чехии, и закупочная цена составила аж 25 тыс. руб за штуку — цена, на мой взгляд, запредельная.

Может, поэтому красные велосипеды иногда крадут. С начала сезона умыкнули двенадцать штук (не так и много, если учесть, что услугами проката воспользовались 15 300 человек). Похитители просто отпиливают штифт — узду, удерживающую байк на парковке. Шесть байков уже найдены: похитители не додумались ни до чего умнее, как выставить их на продажу в интернете.

Крутить педали тяжело еще и потому, что Бульварное кольцо, щедро снабженное пунктами проката, — не самое удачное место для прогулок на колесах. Зыбкий мелкий гравий не дает ни толком разогнаться, ни вовремя затормозить. Специальных дорожек нет и, говорят, не планируется. Бабушки смотрят неодобрительно. Даже та, которой я предложила помочь довезти тяжелую сумку, опасливо отмахнулась.

Кстати, закон полностью на стороне недовольных. Велосипедист должен передвигаться по тротуару, только если не мешает пешеходам. На двухколесном транспорте нужно ездить по проезжей части — «только в один ряд возможно правее», написано в Правилах дорожного движения. Но правый ряд чаще всего занят припаркованными автомобилями. Так что волей-неволей оказываешься персоной нон грата повсюду, кроме пустынных набережных. Даже в метро: с сентября 2008 года провоз велосипедов запрещен. Зато на волне популяризации двухколесного спорта с 15 июня разрешили бесплатно транспортировать велосипеды в пригородных электричках.

Сплошное велобездорожье

Популяризовать велосипед в Москве начали несколько лет назад. Для проведения массовых заездов по выходным перекрывают движение по набережным. Проходят культурно-спортивные пробеги по местам сражений Отечественной войны 1812 года и ночные велорадиоэкскурсии. Вот только прежде чем пересаживать горожан на двухколесный транспорт, недурно было бы позаботиться об их безопасности.

Решают двухколесную проблему в Москве давно. В 1985-м инженер Поль Райкин хотел построить надземную систему велодорожек, а позднее руководитель НИИ Генплана Сергей Ткаченко предлагал загнать велосипедистов под землю. В прошлом году архитектор Александр Перов и предприниматель Дмитрий Угрюмов представили свой проект велополитена. В трубе можно разогнаться до 30 км/ч. Вот только один километр такой трассы обойдется в 200 миллионов рублей…

Традиционным велодорожкам, какие в изобилии имеются за рубежом, в Москве выживать сложно. В 2011-м на проспекте Вернадского попробовали — впервые с дореволюционных времен. Однако автомобилисты не обратили на новую разметку внимания и, как и прежде, продолжали парковаться в велозоне. Городские власти произвели работу над ошибками и соорудили рядом с дорогой широкий тротуар для любителей экологического транспорта. Сегодня в Москве создано уже 80 километров велодорожек. К концу года их протяженность увеличится до 130. Новая спортивная трасса соединила Парк Победы, Воробьевы горы, Нескучный сад, ЦПКиО и «Музеон». Вот только не на всех ее 16 километрах дела обстоят благополучно: местами разметка исчезает, появляются препятствия в виде телефонных будок, отсутствуют дорожные знаки. Кое-где совсем не осталось пространства для пешеходов — дорожку просто нарисовали на тротуаре. А в дождь краска становится настолько скользкой, что запросто можно упасть. Но, пожалуй, главная проблема — трасса нисколько не смущает пешеходов. В столь популярном нынче парке Горького не протолкнуться. А на просьбу уступить велосипедисту его законную полосу, в ответ раздается возмущенное: «Еще чего!»


Похитители велосипедов

В Европе велосипед уже давно стал нормой дорожной жизни. Например, в Гамбурге — 1 700 километров спортивных дорожек. А в Амстердаме 40% городского населения регулярно ездят на двухколесном транспорте — он там в почете: уступает дорогу только трамваям.

В Европе «велики» стали едва ли не самым распространенным предметом кражи. Говорят, если в центре того же Амстердама крикнуть: «Эй, это мой велосипед!» — начнут убегать минимум пятеро. Но это пустяки по сравнению с литовским опытом — Витторио Де Сике с его «Похитителями велосипедов» такое и не снилось. Прокат в Вильнюсе, организованный в 2001-м, разорился в первые же недели. Кражи были настолько массовыми, что полиция даже не бралась их расследовать. Спасибо, хоть велодорожки остались.


Климат — не помеха

Изведать все достоинства колеса в Москве пока трудно, но это их совсем не отменяет. Есть достаточно большая категория людей, которым нравится ездить на двухколесном транспорте, — так почему бы не предоставить им эту возможность по примеру других европейских столиц? Развивать велосипедную инфраструктуру, безусловно, нужно. Если это и не разгрузит дороги, то хотя бы снизит количество аварий с участием велосипедистов. Суровый климат — не помеха. У наших северных соседей, финнов, морозы не отбивают спортивного рвения: протяженность велодорожек в маленьком по сравнению с Москвой Хельсинки — 1200 километров, в то время как в Москве только 80.

Надежда МОРОЗОВА

Москва — не для велосипедистов

В переполненной столице тесно и на дорогах, и на тротуарах. Делать велодорожки за счет автотрасс — значит создавать дополнительные трудности для водителей, проезжей части катастрофически не хватает. Да и как себя будет чувствовать велосипедист среди копоти и гари, в окружении справедливо обозленных водителей, для которых всякий, крутящий педали, — опасная помеха? Выкраивать велодорожки из пешеходных тротуаров или за счет скверов и лесопосадок? Это вызовет протесты населения. Так что по здравому размышлению надо смириться с тем, что в ближайшем обозримом будущем Москва не будет велосипедной столицей.

Александр АНДРЮХИН


Прокат не повлиял на аварийность

— Сейчас наблюдается небольшое увеличение количества ДТП с участием велосипедистов, — сообщила «Культуре» сотрудник пресс-службы ГИБДД Москвы Екатерина Смицкая. — Но это вызвано не тем, что открылась сеть проката велосипедов. Обычное сезонное повышение, связанное с летними каникулами, — такое происходит каждый год.

За пять месяцев этого года в Москве произошло 85 ДТП с участием велосипедистов. 18 человек ранено, погибших нет. Надо отметить, что полицейская статистика не ведет отдельного учета, на собственном велосипеде человек попал под машину или на взятом напрокат.


Количество ДТП с участием велосипедистов в Москве

2008: 115 ДТП 1 погибший 115 раненых

2009: 129 ДТП 6 погибших 128 раненых

2010: 192 ДТП 4 погибших 189 раненых

2011: 167 ДТП 6 погибших 163 раненых

2012: 271 ДТП 2 погибших 11 раненых