Настроились на марафон

Денис СУТЫКА

17.01.2019

18 января во Владивостоке стартует Всероссийский театральный марафон. Церемония открытия, которая пройдет на Приморской сцене Мариинки, будет посвящена истории русского театра. Украшением станет балет «Спящая красавица» в хореографии Мариуса Петипа в редакции Эльдара Алиева. Марафон охватит 85 регионов России. О программе мероприятия и его важности для развития театральной отрасли «Культуре» рассказал директор Театра имени Вахтангова Кирилл КРОК.

культура: В чем Вы видите основные задачи марафона?
Крок: Он придуман главным образом для того, чтобы в Год театра объединить все регионы России. Чтобы каждый творческий коллектив, где бы ни находился и какие проблемы ни испытывал, почувствовал плечо коллег. Кроме того, очень важно было сделать так, чтобы празднование и программа Года театра не ограничивалась крупными мегаполисами, а охватила восемь федеральных округов России полностью. В их столицы съедутся все региональные театры, лучшие актеры, режиссеры, сотрудники и руководители. Союз театральных деятелей России разработал для них мастер-классы и круглые столы, которые будут проводить крупнейшие специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга.

В Год театра большинство региональных коллективов проведут обменные гастроли. Постепенно марафон пройдет по всей стране и охватит 85 субъектов Федерации. Закончится он в самой западной точке страны — Калининграде. Итоги акции подведут в конце ноября на Санкт-Петербургском культурном форуме.

культура: Полагаете, марафон привлечет внимание россиян, которые практически не бывают в театрах?
Крок: Не могу ответить однозначно. Но если брать во внимание опыт проведения зимней Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу, то, насколько я знаю, даже далекие от спорта люди проявили интерес к этим событиям. Если следовать логике, то, вполне вероятно, с помощью марафона многие соотечественники станут поклонниками театрального искусства. В любом случае это будет настоящий праздник. В регионах, в маленьких городах зрители, как правило, лишены возможности увидеть русский театр во всем его многообразии. Они привыкли к эстетике и репертуару своих коллективов. Благодаря гастролям они смогут расширить кругозор и увидеть нечто совершенно новое и неожиданное.

культура: В чем заключаются плюсы обменных гастролей для самих театров?
Крок: Допускаю, что не все коллективы имеют возможность вести активную гастрольную деятельность. Некоторые годами не выбираются из городов и варятся, что называется, в собственном соку. Марафон позволит им показать свои лучшие работы, увидеть, чем живут коллеги, лучше понять свое место на театральной карте России. Немаловажно и то, что это поможет установить творческие контакты.

культура: В рамках марафона Вы проведете круглые столы с руководителями региональных театров. Чем планируете делиться?
Крок: Буду говорить о том, как работает Театр имени Вахтангова. Коллеги также, надеюсь, поделятся опытом и своими трудностями, во многом они у нас схожи. Расскажу о законодательных инициативах, которые сейчас рассматриваются в Госдуме.

культура: То есть в управленческой сфере реально выделить проблемы, идентичные для всех отечественных театров?
Крок: Первое — необходимость социального лифта и открытые конкурсные процедуры на предмет замещения руководящих вакансий в театрах. Воспитание и создание управленческого кадрового резерва. Важно, чтобы при назначениях в театры худруков, главных режиссеров, директоров последнее слово было не за чиновниками, а существовал открытый конкурс, где могли бы соревноваться лучшие концепции по развитию конкретного коллектива. И оценивать эти программы должны представители СТД, профессионалы, работающие в театральной сфере. Сейчас зачастую на руководящие должности назначают людей, вообще далеких от нашей отрасли. В театре нельзя так работать.

Вторая проблема — пресловутый ФЗ-44, так называемый «закон о госзакупках», который, надеюсь, в скором времени поправят. Нужно упростить бюрократические процедуры, которые сегодня порой связывают театральные коллективы по рукам и ногам.

Наконец, еще одна, знакомая, наверное, всем региональным театрам, беда — отсутствие «свежей крови». Выпускники профильных вузов, как правило, не едут в небольшие города, а предпочитают оседать в столицах. Даже если им не удается примкнуть к столичному театру, они все равно зачастую предпочитают оставаться в Москве и Санкт-Петербурге и занимаются непонятно чем, в то время как в региональных театрах их ждут хорошие роли.


Фото на анонсе: Виталий Аньков/РИА Новости