Игорь Стравинский. «Русские сезоны». Дебюсси — Равель. Струнные квартеты

22.06.2012

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

Игорь Стравинский. «Русские сезоны»

Мелодия   купить диск

"Мелодия"Три балета Игоря Стравинского, выпущенные «Мелодией» на двух дисках, — это произведения, написанные начинающим композитором специально для «Русских сезонов». «Жар-птица», приведшая в восторг самого Дебюсси; «Петрушка», обязанный своим успехом не в последнюю очередь сумасшедшему гению Вацлава Нижинского; и «Весна священная», перевернувшая представление о музыке и — благодаря все тому же Нижинскому — о танце.

Стравинский, примерный ученик Римского-Корсакова, с благодарностью перенял у наставника все, с тем чтобы потом перевернуть это с ног на голову. Его «антиромантичность» и «антимелодичность», новый язык ритма положили начало музыке совершенно иного типа, ставшей для одних синонимом регресса в искусстве, для других — рождением новых форм экспрессии. Точно так же, как и хореография Нижинского в «Весне священной» — с вывернутыми внутрь носками, резкими «рублеными» движениями, «рваным» рисунком танца — совершила великую балетную революцию. В отличие от «дистиллированного» фольклора Римского-Корсакова опусы Стравинского поначалу поражали своей «дикостью» и «архаичностью». Однако именно Стравинский очистил музыку от «культурных слоев», напомнив о ее исконном — ритуальном — назначении.

Дебюсси — Равель. Струнные квартеты

Мелодия   купить диск

"Мелодия"Удивительная запись 1950-х годов, на которой Квартет имени Бородина «изучает» русский след у французских импрессионистов. «Импрессионисты» в данном случае, конечно же, не Моне с Мане, а Дебюсси с Равелем, мягко порвавшие с академизмом в музыке и устремившиеся на поиски нового. Найденное хоть и было безусловным новаторством, но за рамки традиционализма не выходило, за что доставалось сочинителям от всех. От консерваторов — за «какофонию», «пуантилизм» и прочие безобразия; от «продвинутой части общества» — за недостаточный радикализм и революционность в искусстве. Нижинский, к примеру, считал сочинения Дебюсси слишком гладкими и «причесанными». В свою очередь, Дебюсси, увидев поставленный Нижинским балет на свою музыку, обозвал танцовщика «дикарем»... Однако одним обменом любезностями дело не ограничивается. Два квартета — Дебюсси и Равеля — пожалуй, самое наглядное свидетельство присутствия «русского духа» у французов. Оба композитора, давно и безнадежно влюбленные в русскую музыку — от Чайковского до Бородина, не стесняются делать реверансы в сторону севера. Прибавьте к этому сотрудничество обоих с Дягилевым, проживание — правда, недолгое — Дебюсси в России, оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского, выполненную Равелем, и его же песни, написанные для Шаляпина, — и вы получите импрессионистские наброски к русско-французской любви.


Эти и другие диски вы можете приобрести на сайте фирмы «Мелодия»

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть