Живет прOZZтой парень

Денис БОЧАРОВ

03.02.2020


Ordinary Man (простой, обыкновенный парень) — название нового альбома Джона Майкла Осборна, одиозного и харизматичного рок-героя, известного широкой публике как Оззи.

Пластинка поступит в продажу в феврале. В недавно вышедшем заглавном сингле, предваряющем релиз лонгплея (такая традиция установилась в музыкальном бизнесе еще со времен Элвиса), звучат следующие строки: «Порой я был плохим, но были и моменты, когда возносился до небес. Правда заключается лишь в том, что я не хочу умирать обыкновенным парнем. Я причинял женщинам боль, не знаю, почему я вообще еще жив. Но, как бы то ни было, мысль об уходе в мир иной, будучи обычным человеком, мне претит...» 

Ну, не дави из нас слезу, старина Оз, сомнительная слава остаться в людской памяти неприметной «серой мышью» тебе точно не грозит. А слова песни хоть и проникновенные, но во многом автобиографичные — так и тянут на эпитафию: многие сходятся во мнении, что эта пластинка станет последней в карьере Осборна. Судя по всему, не спорит с этим и сам вокалист легендарных Black Sabbath: от названий некоторых песен с грядущего альбома за милю отдает апокалиптичностью и безысходностью — чего только стоят Straight to Hell («Прямиком в преисподнюю») или Under the Graveyard («Под могилой»). Впрочем, лихо жонглировать подобными загробными терминами Оззи не чурался всю жизнь — еще со времен ранних альбомов Black Sabbath. Таковы были изначальные правила игры.

Однако глумиться и зубоскалить на тему общего лирического настроя (равно как и самого лирического героя) грядущего диска не следует. Осборн не случайно произносит грустную фразу: «Не знаю, почему я еще жив»... Не знают этого, как бы цинично ни звучало, и многие поклонники классического рока. Ведь в 70-х годах прошлого века Оззи, наряду с Китом Ричардсом, Эриком Клэптоном, Элисом Купером, Стивеном Тайлером (вокалист Aerosmith), являлся фигурантом условного печального списка, включавшего в себя тех, у кого было меньше всего шансов дотянуть до 80-х. Бурная, бескомпромиссная рок-н-ролльная реальность, со всеми ее излишествами, загулами и злоупотреблением «веществами», стоила жизни очень многим музыкантам. Считать это чудом или нет, но все вышеупомянутые артисты до сих пор с нами.
 
Что же до «Князя тьмы» (одно из многих «погонял» Оззи Осборна), то он не только дотянул до 80-х — для него, вопреки всем мрачным прогнозам, начало того десятилетия обозначило ренессанс творческой деятельности. И пластинкой «Ordinary Man» артист подводит внушительный итог собственной искрометной карьере — если действительно смириться с тем, что этот альбом станет для музыканта последним. 

С чисто нумерологической точки зрения достижения Оззи выглядят красиво. Судите сами: за 40 лет (с 1980-го по 2020-й) Осборн как сольный исполнитель выпустил 12 студийных и 5 концертных альбомов, записал 45 синглов, 15 из которых входили в тор-10 чартов по обе стороны Атлантики. Как фигурант различных статусных музыкальных залов славы, «великий и ужасный» значится трижды: в качестве вокалиста группы Black Sabbath Осборн включен в Зал славы рок-н-ролла США, а в не менее известный Зал славы британской музыки он входит и как участник группы, и как сольный исполнитель. Впечатляет... 

Досадно, что атмосфера ожидания диска проходит на фоне недавно обнародованного «Повелителем ночных кошмаров» заявления о том, что у него диагностировали болезнь Паркинсона. «Это было ужасно. Я давал шоу в канун Рождества. Потом неудачно упал. Мне провели операцию, которая скрутила все нервы», — поведал 71-летний певец в одном из своих недавних интервью. До поры до времени Оззи держал состояние своего здоровья в тайне, однако, сколь веревочка ни вейся, а шила в мешке не утаишь. Но супруга и бессменный менеджер музыканта — Шэрон Осборн не теряет надежды, заявляя, что существует много разновидностей этой болезни, и для Оззи это ни в коем случае не должно являться смертным приговором.

Но довольно о грустном. Лучше скажем еще несколько слов об альбоме. В работе над «Ordinary Man» главному герою помогали барабанщик Red Hot Chili Peppers Чэд Смит и бас-гитарист Guns N'Roses Дафф Маккейган. Уже неплохо, верно? Но главный сюрприз записи заключается в том, что в создании титульной песни участвовал сам сэр Элтон Джон.

Кому-то из убежденных и не признающих полутонов поп-рок-болельщиков данный альянс покажется странным. Ведь эти две «иконы» шоу-бизнеса СМИ всегда старательно разводили по разные стороны баррикад, делая из музыкантов если не врагов, то непримиримых антагонистов. Что может быть общего у хэви-метал-монстра и кудесника слащавых поп-мотивчиков? 

Большая ошибка. Во-первых, оба музыканта всегда относились друг к другу с большим уважением, во-вторых, их сходство в творческом отношении куда очевиднее, чем может показаться на первый взгляд. Оззи — не такой уж упертый и убежденный «металлюга» и непримиримый борец с «популяром». У него предостаточно трогательных проникновенных баллад, некоторым из которых (Mama I'm Coming Home, Dreamer, Changes, See You On The Other Side) позавидуют даже Пол Маккартни и Пол Саймон. Да и его участие в теле-мыле-реалити «Семейка Осборнов», в течение нескольких лет шедшем на MTV, тоже едва ли тянет на безбашенный рок-н-ролл.

В свою очередь, Элтон никогда не был попсовиком в чистом виде — его напористые зубодробительные хиты Saturday Night's Alright For Fighting, The Bitch Is Back, I'm Still Standing могут дать фору произведениям иных хард-рокеров. Так что, думается, дуэт одних из главных представителей классики британского рока был всего лишь вопросом времени. 

Есть все основания полагать, что пластинку, которую ПрOzzтой парень выпустил «с небольшой помощью друзей», ждет не только теплый прием публики, но серьезный коммерческий и чартовый успех. И вовсе не из снисхождения и сочувствия к сегодняшнему, не самому благостному состоянию здоровья Осборна, — история популярной музыки наглядно продемонстрировала, что артисты такого уровня всегда были «штучным товаром».