«Хованщина». Модест Мусоргский
13.12.2013
Modest Musorgsky
«Khovanshcina»
Мелодия
Сюжет «Хованщины», основанный на событиях конца ХVII столетия (борьба старой и новой Руси, заговор начальника стрелецкого войска, князя Ивана Хованского), был предложен Мусоргскому близким другом и соратником по «Могучей кучке», знаменитым критиком Стасовым. Которому Модест Петрович и посвятил сочинение. Примечательно: работу над оперой композитор начал в тот период, когда еще не был закончен главный труд его жизни — «Борис Годунов». Либретто «Хованщины» Мусоргский создал сам, не опираясь на какой-либо литературный источник. Классик старательно изучал исторические материалы, обдумывал детали, тщательно прорабатывал отдельные музыкальные эпизоды. Начав работу в 1872-м, композитор лишь три года спустя закончил первое действие. Незадолго до смерти Мусоргский сообщил Стасову, что «Хованщина» практически готова, недостает лишь «маленького кусочка в заключительной сцене самосожжения». Однако предстояла еще колоссальная работа по оркестровке, которую завершил Римский-Корсаков. Именно в окончательной редакции Николая Андреевича опера стала известна всему миру. Позднее, Шостакович заново оркестровал произведение по авторскому клавиру.
На трехдисковом издании «Хованщина» звучит в исполнении оркестра и хора Большого театра и Кремлевского Дворца съездов под управлением дирижера Бориса Хайкина.