16.06.2015
Alban Berg / Olivier Messiaen
Мелодия
Австрийца Альбана Берга и француза Оливье Мессиана объединяет новаторский подход к музыке, стремление отойти от устоявшихся традиций и канонов. Так, ученик Шенберга Берг на протяжении всей жизни исповедовал атональный стиль. В нем написаны «Четыре пьесы для кларнета и фортепиано» — данное сочинение явилось своеобразным трамплином к созданию главного шедевра Берга, оперы «Воццек».
Что касается Мессиана, то его творчество и вовсе представляет собой самостоятельную, независимую от каких-либо школ и направлений область современной музыки. «Квартет на конец времени», написанный в 1941-м, — квинтэссенция авангардного мышления французского композитора и одна из самых удивительных страниц камерной музыки ХХ столетия. Произведения Альбана Берга и Оливье Мессиана впервые были исполнены в СССР в 1988-м на музыкальном фестивале «Дар лозе», проходившем в Телави. Запись «Квартета на конец времени» датируется декабрем того же года — тогда в ГМИИ им. А.С. Пушкина проводился фестиваль «Декабрьские вечера». Фонограмма ценна еще и тем, что зафиксировала одно из последних московских выступлений замечательного скрипача Олега Кагана.