Нет такой профессии — музыку сочинять

Светлана НАБОРЩИКОВА

01.04.2015

С 15 по 17 апреля в Воронеже пройдет Первый молодежный фестиваль композиторов стран СНГ. О проблемах и перспективах младшего композиторского поколения «Культуре» рассказал председатель молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт) Ярослав СУДЗИЛОВСКИЙ.

культура: Как возникла идея собрания? 
Судзиловский: В Воронеже давно проходит замечательный фестиваль «Созвучие», на его базе мы и решили сделать молодежный фестиваль композиторов. Помимо городов России, наших республик — Татарстана, Якутии, будут представлены Молдова, Казахстан, Армения. В общем, композиторский интернационал. Разные школы, все жанры — от камерных до симфонических. 

культура: Зачем Союзу композиторов молодежное отделение? Не проще ли сразу вступать во взрослый Союз? 
Судзиловский: В Союз вступают сложившиеся композиторы, у них должно быть законченное высшее специальное образование. В МолОте можно участвовать со студенческих лет, нужно только получить одобрение художественного совета. Таким образом, композиторы с юности легитимизируются в профессиональном сообществе. Мы всем даем равный старт, возможность исполняться, а дальше — кто как пойдет. Ну, и диалог поколений для нас тоже очень важен.

культура: Старшие и младшие поколения композиторов утратили связь?
Судзиловский: Они не хотят общаться. А без общения мы рискуем потерять наш композиторский универсум. Я счастлив, что учился у Карена Хачатуряна. Благодаря ему прошел всю историю композиторского двадцатого века — от Стравинского до Губайдулиной. Сейчас еще здравствуют люди, которые могут многое рассказать — Эшпай, Лядова, Холминов. Но не налажен контакт с молодежью. Она варится в своем «гетто». В общем, чтобы друг друга обогатить, нужна революция мышления.

культура: Начало МолОту было положено в 2009 году. Сейчас вас много?
Судзиловский: Около тысячи человек. Основные центры находятся во всех крупнейших городах России, работают отделения в Ереване, Минске. В 2012-м открыли парижское. Связались с композиторами во Франции, идея их привлекла, у них же вообще нет таких организаций. Шестеро ребят делают концерты, играют, в том числе и нашу музыку, — каждое отделение МолОта обязано как минимум дважды в сезон проводить какую-ту акцию. Это и пропаганда, и просветительство. 

культура: А средства откуда? 
Судзиловский: Союз композиторов помогает, есть фонды, гранты. Развернуться на миллиарды мы не в состоянии. Это только в России можно сделать такую корпорацию без реальных финансовых вливаний. На чистом энтузиазме. 

культура: В мае состоится очередной съезд Союза композиторов России. Чего ждете от его решений?
Судзиловский: Возможности свободно реализовывать наши многочисленные проекты. Кроме того, мне кажется, Союз должен быть более централизованным по управлению. Чтобы успешнее разруливать отношения между центром и регионами. В МолОте все четко: руководитель федерального МолОта является одновременно и руководителем московского отделения. 

культура: Вертикаль советских времен многие композиторы вспоминают ностальгически. Вам тоже хотелось бы возродить ее в полном объеме? 
Судзиловский: Начинать надо с восстановления сцепки «общество — композитор». У нас в профессиональном реестре есть профессии мага, ясновидящего, а композитора — нет. Тогда давайте закроем наши кафедры композиции. Они выпускают специалистов с несуществующей профессией. Без профессиональных прав, без социального обеспечения. Я, например, считаюсь безработным. Трудовая книжка у меня на руках. И таких много. Поэтому отток за рубеж — гигантский. Первое поколение МолОта, например, практически в полном составе трудоустроилось за границей. 

А вертикаль может быть разная. Я, например, против ее идеологической разновидности. Как было в советские времена? Пишешь про Ленина — хороший композитор, не пишешь — плохой. Именно такие перегибы породили странное отношение к нашему второму авангарду. У него был, так сказать, диссидентский имидж. На самом деле никакими диссидентами эти композиторы не были, да и авангардистами тоже, в отличие от Стравинского или Малевича — тех, кто взорвал существующую художественную систему, перевернул европейское мышление. Они просто перенесли в Россию изобретенные на Западе техники. И если бы в качестве вертикали не был провозглашен соцреализм, то и не было бы искусственно созданной оппозиции. 

культура: А социально-экономическая вертикаль нужна? 
Судзиловский: Обязательно. Элементарный пример. У нас есть Большой театр, у которого серьезный бюджет. Почему бы в Большом не создать десять штатных композиторских мест? И в театрах России тоже — их же много. Человек писал бы музыку, переоркестровывал балеты. Сейчас профессиональное устройство композиторов совершенно не упорядочено. Все келейно, группками... А в советское время существовал заказ, и он оправдывал обучение. Почему бы сейчас не увязать выпуск специалистов с наличием бюджетных мест в музыкальных театрах? Обучите столько, сколько нужно. А невостребованность ведет к падению уровня профессии. Знаю нескольких ребят, которые оканчивают консерваторию, но и близко не подходили к симфоническому оркестру. Вот у вокалистов такого нет. Потому что конкуренция в сфере трудоустройства. Борьба за бюджетные места.

культура: Съезду предстоит выбрать руководителя Союза. Какими качествами нужно обладать, чтобы держать эту махину под контролем? 
Судзиловский: Адским терпением. Союз  — это сообщество равных людей. Как управлять организацией, где и Рыбников, и Шаинский, и Пахмутова?

культура: Легенды ходят об управленческом гении Тихона Хренникова.
Судзиловский: Хренников был человеком масштабного государственного мышления. Да и само создание Союза композиторов было актом политическим. Я изучал период управления Хренникова. И знаете, что меня поразило? Он знал, что в любом творческом союзе неизбежны конфликты — и этот великий, и этот гениальный, а без этого вообще свет не стоит. И умел выстраивать отношения с огромным количеством очень разных людей. Фактически он создал музыкальный Голливуд. Структуру, которая сама себя обеспечивала и еще с государством делилась.